Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

znachРазвитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности.

Для того чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества. Слово, сначала названное взрослым, а затем ребенком, должно быть осмыслено ребенком и вызывать в памяти соответствующие свойства предмета или его действия. При передаче новых знаний о незнакомых предметах или действиях необходимо познакомить детей со свойствами и отношениями предметов. Вот как можно рассказать детям об объекте, который они никогда не видели, и познакомить с новым словом. Возьмем слово «гора». Дети, живущие в средней полосе России, как правило, никогда не видели гор. Педагог, естественно, может прочитать им рассказ о горах. Но предварительно желательно объяснить, какая бывает гора: «Гора большая, высокая, она намного больше дома. По форме похожа на треугольник. На высоких горах наверху лежит белый снег». И после этого надо проверить, как поняли дети, создалось ли у них должное представление о горе. Для этого педагог дает детям три картинки: на одной изображен город с большими многоэтажными домами; на другой – такие же многоэтажные дома на фоне большой горы, соответствующей описанию педагога, дома около горы кажутся маленькими; на третьей картинке – около дома стоит стог сена, по форме напоминающий гору, стог намного меньше дома. При таком объяснении слово «гора» получает конкретное значение, благодаря чему оно быстро усваивается детьми.

Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах, действиях, явлениях, педагог тем самым заставляет их по-новому взглянуть на привычную действительность. Но и здесь также необходимо, чтобы за словом стояли конкретные представления. Таким образом, познавательная функция непосредственно связана с развитием смысловой стороны речи, с расширением значения слова. Поэтому многие игры, данные в разделах сенсорного воспитания и по развитию мышления, направлены также и на развитие познавательной функции речи.

Расширение, уточнение и обобщение значения слова

У детей с отклонениями в развитии слова пассивного и даже активного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слишком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка знания. Поэтому над расширением и уточнением значения слов с проблемными детьми необходимо работать ежедневно и кропотливо. Игры проводят с детьми лишь на определенном уровне развития речи.



Лови и назови

Цель. Продолжать расширять и уточнять словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог – в середине этого полукруга, он предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог называет слово «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а дети поочередно называют «платье», «пальто», «кофта», «юбка», «шторы», «наволочка», «рубашка», возвращая в броске мяч. При необходимости педагог помогает вспомнить предметы, которые дети видели на картинке. В конце подводит итог: «Верно, тетя шьет разную одежду».

Затем обыгрывается другое слово – «покупаем». Педагог так же бросает ребенку мяч и просит его сказать, что мы покупаем. Ребенок, поймав мяч, называет какое-нибудь слово: «хлеб», «овощи», «игрушки», «одежда», «книги», «фрукты», «посуда». Подводя итог, педагог просит одного из детей перечислить предметы, которые покупают люди.

 

Скажи наоборот

Цель. Продолжать расширять и уточнять словарный запас детей; развивать связную речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям называть слова, которые обозначают обратное значение. Например: «Я говорю: большой, а ты… (маленький)» и т. д. Предлагаются детям следующие слова: холодный, старый, храбрый, широкий, темный, сладкий, далекий, низкий, чистый, хороший, сухой, грустный, горький, тяжелый. Педагог дает возможность детям называть слова по очереди, при этом несколько раз называет одно и то же слово разным детям.

 

Назови слово

Цель. Продолжать расширять словарный запас.

Оборудование. Разные предметы – яблоки, книги и др.

Ход игры. Педагог предлагает детям подбирать разные слова к определенному предмету, который он покажет: «Яблоко. Какое оно бывает?» При затруднении педагог говорит: «Круглое. А по цвету? А по вкусу?» Далее детям предлагается рассмотреть разные яблоки. Затем предметы убираются, и дети должны еще раз назвать разные признаки яблока: «Круглое, красное, зеленое, желтое, вкусное, сладкое, кислое, сочное».

Игру можно проводить повторно, включая в нее разные предметы.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент