Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Современные дошкольные образовательные программы предполагают формирование у детей довольно широкого круга знаний о технике. Развитие науки и техники идет такими быстрыми темпами, изменяя окружающий мир, что дети нуждаются совсем в иных знаниях, чем десять или двадцать лет назад. Социализация и адаптация детей в социуме невозможна без понимания основ технического прогресса.

В ДОО для ознакомления детей с техникой педагоги используют разные методы и приемы, формы работы. Наблюдения, чтение познавательных рассказов, стихов и сказок, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций сочетаются с продуктивными видами деятельности, дидактическими и творческими играми.

Необходимая познавательная информация для детей чаще всего не собрана в одном источнике. Педагоги находят ее в многочисленных детских энциклопедиях и немногочисленных детских художественных произведениях. Это вносит неудобство в работу.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с видами транспорта по среде перемещения, их подвидами.

По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта: наземный и подземный, водный, воздушный и космический.

Наземный и подземный транспорт

На поверхности «царствует» наземный транспорт. Его так много, и он такой разнообразный, что необходимо разделить его на виды.

Выделяют рельсовый и безрельсовый транспорт. К рельсовому наземному транспорту относят железнодорожный. Поездам для передвижения обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов.

Подробнее...

По рекам, озерам, морям и океанам, через каналы и шлюзы людей и грузы перевозит водный транспорт. К нему относится и подводный транспорт.

Среди всех видов транспорта водному отводится важная роль, ведь вода занимает большую часть нашей планеты. Особенно значимы грузовые суда, паромы и круизные лайнеры. Водный транспорт – самый древний. На водных путях грузовым и пассажирским судам помогают маяки и буи. Маяки в ночное время указывают путь судам. Буи (сигнальные поплавки) обозначают на реках или озерах отмели.

Чтобы морские и речные суда могли причалить к берегу, выгрузить или загрузить грузы и людей, провести технический осмотр, ремонт, существуют морские и речные порты и вокзалы. Они называются морскими или речными транспортными узлами. Только в них никто не завязывает узлы, а встречаются и пересекаются разные виды судов, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Подробнее...

Воздушным пространством владеет воздушный транспорт. Самолеты и вертолеты помогают людям и грузам попасть в самые труднодоступные районы. Воздушный транспорт считается самым быстрым, но в то же время и самым дорогим. Миллионы людей пользуются воздушным транспортом, чтобы быстро преодолевать большие расстояния.

На грузовых летательных аппаратах в основном перевозят скоропортящиеся продукты, особо ценные грузы и авиапочту. Особая роль отводится грузовым самолетам и вертолетам в строительстве крупных объектов (гидроэлектростанций, атомных станций, военных сооружений), при перемещении техники.

Путями сообщения для воздушного транспорта служат воздушные коридоры – специальные проходы, воздушные дороги, по которым летают самолеты и вертолеты.

В ночное время летчикам помогают авиамаяки. Управляет полетами диспетчерская служба. Авиадиспетчеры находятся в специальных вышках на аэродромах. Они управляют полетами с помощью радиосвязи.

Подробнее...

К космическому транспорту относят космические корабли, которые доставляют к космическим станциям необходимые грузы и космонавтов. Эти летательные аппараты работают только с помощью ракетных двигателей. Чтобы вывести космический аппарат на орбиту, используют ракеты-носители с мощными ракетными двигателями, способными разогнать аппарат до космических скоростей.

Собирают и запускают космический корабль на космодроме.

Подробнее...

Цель: закрепление посредством сказки представления детей о видах транспорта по среде перемещения.

Жил-был мальчик Вова. Его мама уехала в командировку в далекие края. Он очень скучал без мамы и часто ей звонил. По скайпу Вова с мамой общались почти каждый день. Это как-то скрашивало ее отсутствие дома.

Однажды на экране компьютера Вова увидел маму и не узнал ее. Она выглядела бледной и больной. Рядом с мамой на экране появился доктор. Он сказал, что она тяжело больна, и спасти ее может только чудо.

Мальчик очень расстроился. Он любил свою маму больше всего на свете. Весь день он думал, какое чудо может ее спасти. А потом решил, что этим чудом станет он. Если он приедет к маме, она сильно обрадуется. Радость и вылечит ее.

Вова, ничего никому не сказав, наметил путь, положил в рюкзак все необходимое и отправился в дальний путь. В гараже у папы стоял автомобиль. Он был с характером и подчинялся только папе.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с видами транспорта, в которых совмещены среды перемещения.

Жил-был самолет. Самолет как самолет, ничего особенного. Аэродром, где он жил, находился рядом с морем. Самолет часто наблюдал за морскими судами. Особенно ему нравились белоснежные круизные лайнеры. Они, словно чайки, парили над морем.

Самолет был мечтателем. Часто в своих мечтах он превращался в корабль и скользил по глади воды. Летая над морем, он любовался его красотой. Самолет так притягивала вода, что однажды он стал стремительно к ней приближаться, чтобы лучше рассмотреть, и чуть не разбился. Хорошо, что вовремя опомнился и снова набрал высоту.

Морские мечты самолета не давали ему покоя. Он стал меньше летать, в полете был рассеянным. Небо надоело ему. Уже не радовали прекрасные облака, яркое солнце и безбрежная синь.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с видами и назначением общественного транспорта, используемого в разных средах перемещения.

Без общественного транспорта мы не мыслим сегодня своей жизни, хотя почти в каждой семье есть автомобиль, мотоцикл, мопед или велосипед.

Общественный транспорт создан для перевозки сразу большого количества пассажиров по определенному маршруту и расписанию. Чтобы средства общественного транспорта не попадали в дорожные пробки, для них в больших городах выделяют специальные дорожные полосы. В этом случае не нарушается расписание движения, а пассажиры своевременно попадают в пункт назначения. Все большее количество автолюбителей оставляют свои автомобили на парковках и добираются до работы или в другие нужные места города на общественном транспорте. Это частично решает проблему дорожных пробок.

Подробнее...

Цель: закрепление знаний детей об общественном городском транспорте, его назначении, особенностях передвижения с помощью сказки.

В одном городе жил-был Троллейбус. Каждый день рано утром, подсоединив свои рожки к электрическим проводам, он послушно выезжал из троллейбусного парка, чтобы вернуться в него поздним вечером. Маршрут Троллейбуса проходил почти через весь город. Это был маршрут № 6. Пассажиры на остановках входили и выходили. Двери то открывались, то закрывались. И так изо дня в день.

Свой маршрут Троллейбус уже давно изучил, ничего нового вокруг не происходило. Он даже стал завидовать автобусам, которые не были привязаны к электрическим проводам и, как ему казалось, ехали куда хотели.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с историей создания автомобиля; формирование интереса к прошлому автомобилестроения.

Как и у людей, у автомобилей есть прошлое, история. Началась она более 300 лет назад. В то время люди передвигались только на лошадях. Сани, коляски и кареты запрягались одной лошадью или тройкой лошадей, а скорость измерялась в лошадиных силах. На больших перегонах лошади уставали, их приходилось менять на специальных станциях. Путешествовать в колясках и каретах было не очень удобно, в дороге сильно трясло и качало. Добираться до места назначения часто приходилось месяцами.

Изобретатели и конструкторы в разных странах мира стали создавать первые модели автомобилей. С чего они начали? Взяли обычную четырехколесную коляску, потом трехколесный экипаж и сделали из них самобеглую коляску и самоходный экипаж. И это произошло в России.

Первопроходцами в создании новых моделей автомобилей были изобретатели из Англии, Германии, Франции, США, Бельгии и Голландии.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с классификацией автомобилей по назначению, количеству ведущих колес и приспособленности к климатическим условиям.

Мы уже не можем представить свою жизнь без автомобилей. Они повсюду. Быстро перевозят людей и разные грузы, помогают в работе, в спасении жизней.

Автомобилей так много, что стоит разобраться, какие же они бывают.

Прежде всего автомобили различаются по назначению.

Все мы пользуемся пассажирским автомобильным транспортом. Какие автомобили к нему относятся?

Подробнее...

Цель: формирование представлений о процесс сборки автомобиля на автомобильном заводе с помощью сказки.

В одном городе был необычный родильный дом. В нем рождались не люди, а автомобили. Только никакая мама не носила их в своем животике девять месяцев. Автомобили рождались странным образом, не сразу, а постепенно.

Об одной такой истории и расскажет эта сказка.

Автомобильный родильный дом состоял из нескольких просторных помещений. В каждом происходило рождение какой-то части автомобиля. В этот день ждали рождения Лады. Девочкам здесь были особенно рады.

Процесс рождения начинался в первом помещении со странным названием Кузовной цех. Вместо медицинских инструментов у автомобильных «акушеров» в руках были паяльные машины. А помогали им машины-роботы.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с классификацией легковых автомобилей, их составными частями.

Сегодня на улицах городов и даже сел можно встретить все мировые марки легковых автомобилей: всевозможных размеров, конструкций и цветов. Одни из них вызывают интерес, другие – восторг, третьи – удивление. Рядом могут ехать автомобили, сделанные в России, Америке, Японии, Германии, Корее, Франции и других странах. Каждый год конструкторы придумывают более совершенные механизмы, переводят управление машиной на бортовой компьютер, чтобы ее вождение стало более удобным и безопасным. Компьютер следит за всеми системами машины, обстановкой на дороге. Он предупреждает водителя о нарушении им каких-то правил вождения (например, не пристегнут ремень безопасности), об изменениях на дороге, возможности аварийных ситуаций, направлении движения, и будит водителя, если тот начинает засыпать за рулем. Сконструировали даже такой автомобиль, который может ездить без водителя!

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с оборудованием легковых автомобилей, его назначением.

Самая важная характеристика легковой машины – ее безопасность для водителя и пассажиров. В современных автомобилях безопасность людей обеспечивают ремни безопасности на передних и задних сиденьях и подушки безопасности. Предотвратить дорожно-транспортное происшествие помогают надежные тормоза. Осветить дорогу в темное время суток можно с помощью фар. Специальные (противотуманные) фары позволяют ехать в тумане, при плохой видимости. Внешние формы автомобиля обтекаемые, нет острых углов и внутри салона, поэтому люди меньше травмируются во время езды и аварий. В машине обязательно есть аптечка и огнетушитель. Автомобиль сгорает за несколько минут. Поэтому пожарная безопасность очень важна. Особое значение для ее вождения имеют шины. Для езды в зимнее время года конструкторы придумали зимний вариант шин с шипами. Шипы цепляются за поверхность дороги, и машина не скользит на обледенелой или заснеженной поверхности, ее не заносит.

Подробнее...

Цель: закрепление знаний детей об основных частях автомобиля.

В гараже у одного автолюбителя жил автомобиль. Звали его Лада Калина. Очень он любил своего хозяина, потому что тот хорошо заботился о нем. Каждый день хозяин мыл своего любимца и натирал до блеска так, что в кузов автомобиля можно было смотреться, как в зеркало.

Салон хозяин тоже содержал в чистоте и порядке. Никто из домочадцев не мог сесть в машину в грязной обуви, есть на ходу или оставлять мусор. Весело урчал двигатель автомобиля, когда вся семья выезжала на природу. Все механизмы и приборы работали как часы.

Хозяин часто разговаривал со своим любимцем, хвалил его, словно автомобиль был живым, называл его Ладушкой, Калинушкой, гладил, словно ласкал девушку. А Лада за это заводилась с первого оборота и старалась во всем угодить хозяину.

Подробнее...

Цель: закрепление знаний о видах моторов, значении мотора для работы автомобиля, его строении, значении техосмотра с помощью сказки.

В одной автомастерской жили-были Моторы. Самого большого и мощного, у которого внутри было много цилиндров, звали Мотор Моторович. Среднего, у которого внутри было два цилиндра, звали Мотор Наклонович. Маленького, у которого был всего один цилиндр, звали Мотор-Кроха.

Моторы очень гордились собой. Они знали, что без них не может передвигаться ни один автомобиль. Ведь именно они приводили в движение колеса.

Жили Моторы, не тужили, с автомобилями дружили, водителей не подводили, а мастерам помогали в работе.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с видами специализированных грузовых автомобилей, их особенностями, назначением.

Грузовой автомобильный транспорт предназначен для перевозки различных грузов. В отличие от легковых машин у грузовых автомобилей кабина водителя отделена от кузова. Это нужно для безопасности водителя. Колеса мощных грузовых машин больше по размеру, чем легковых, а их количество зависит от длины прицепа. Например, в кабину большегрузного карьерного самосвала шофер влезает с помощью лестницы, а колесо по своей высоте значительно превышает рост человека.

Не все грузовые автомобили могут перевозить груз одного и того же веса. Грузоподъемность может быть очень малой, малой, средней, большой и очень большой.

Подробнее...

Цель: формирование представлений о техническом осмотре автомобилей, его назначении и значении; о ремонте автомобилей, его необходимости.

Как и люди, автомобили нуждаются в уходе и заботе, стареют и болеют. Только при старении у них не морщины появляются на лице, а изнашиваются материалы и механизмы, из которых сделана машина. А во время болезни не сердце, а мотор или другие механизмы начинают работать не в полную мощность или совсем перестают работать.

Люди моются в ванне, душе или бане. Автомобили же моют в автомойке. Грязь смывают с помощью специальных шампуней, губок, больших крутящихся щеток и шлангов. Из мойки машина выезжает чистой и сухой. Грязная вода и в ванной и в автомойке сливается в канализацию. Если же машину моют около реки или озера, то вся грязная вода стекает в водоем, загрязняя его. Этого допускать нельзя.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей со специализированным автомобильным транспортом на примере пожарной автоцистерны; дать знания об ее устройстве, назначении.

Мчится по улицам большая красная машина и пронзительно гудит. Все знают, что это пожарная машина едет тушить пожар. Все автомобили ее пропускают, даже пешеходы останавливаются. Что же это за машина?

Автоцистерна пожарная (пожарная машина АЦ-40) предназначена для тушения пожаров и служит для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения (средств защиты и спасения, инструмента, воды, пены). Вода подается на очаг пожара из цистерны, открытого водоема или гидранта (водопроводной сети), пена на очаг пожара – из пенообразователя. В задней части машины, за цистерной, крепится пожарный насос. Тушение пожара осуществляется водой и пеной, которая подается через стволы (в форме прямой трубы), пожарные рукава, присоединенные к насосу (брандспойту).

Подробнее...

Цель: формирование представлений о том, как используются специализированные автомобили, созданные на основе боевой техники.

При тушении сложных пожаров используется специальная техника. Эти машины сделаны на основе танков Т-54, Т-55, Т-62, которые имеют повышенную проходимость. Они могут пройти по любой местности и даже по дну водоема. Не зря шасси специальных пожарных машин сделали из танков. Пожары случаются на заводах, фабриках, складах, лесных биржах (складе лесоматериалов), нефтехранилищах, где могут производить или хранить взрывчатые материалы, ядовитые и радиоактивные вещества. В обычной пожарной машине тушить такие пожары нельзя, потому что пожарные могут пострадать или погибнуть. Кабина танка герметически закрывается, броня не пропускает вредные вещества, поэтому пожарные могут спокойно работать, не боясь погибнуть.

Подробнее...

Цель: формирование представлений о видах локомотивов, их управлении, правилах движения на железной дороге.

На железной дороге используют разные виды локомотивов, которые тащат за собой вагоны. Локомотивы могут работать с помощью пара (их называют паровозами), с помощью тепла от сгорания топлива (их называют тепловозами) и с помощью электричества (их называют электровозами).

Сами по себе локомотивы не сдвинутся с места. Всеми их видами управляют машинисты. У машиниста есть помощник. В кабине локомотива они находятся вдвоем. Машинист и помощник учатся водить разные локомотивы.

На железной дороге, как и на автомобильной, тоже есть правила движения, которые машинист должен неукоснительно выполнять, чтобы не случилось аварий. Помогают машинисту в дороге светофоры, стрелочники и диспетчеры станций, общающиеся с ним по рации.

Подробнее...

Цель: формирование представлений о том, как готовят поезда к отправке в рейс, кто за это отвечает, где это происходит.

Перед выходом в рейс поезда обязательно проверяют на готовность. Нельзя допустить ситуации, когда в пути что-то сломается. Крушения пассажирских поездов приводят к гибели сотен людей. Крушение грузовых поездов часто приводит к экологическим катастрофам. Это может случиться из-за разлива нефти или других горючих материалов.

Люди каких профессий занимаются подготовкой поездов?

Во-первых, это осмотрщики вагонов. Они проверяют готовность вагонов к принятию пассажиров, осматривает их целостность, надежность, оснащенность.

Подробнее...

Цель: формирование представлений о работе железнодорожного вокзала, его службах, правилах поведения пассажиров на вокзале.

Всю нашу страну от края до края опутала паутина железных дорог. Железнодорожный транспорт помогает пассажирам перемещаться на большие расстояния, а грузам попадать в место назначения. На железной дороге не бывает пробок, как на автомобильных дорогах. Поезда следуют от станции к станции точно по расписанию. Пассажир знает время, когда он выезжает и приезжает; груз отгружается и прибывает в назначенный срок. Это очень важно.

Перевозят пассажиров поезда дальнего следования и электрички. Все начинается с железнодорожного вокзала или небольшой станции.

Всей работой вокзала или станции руководит начальник.

Подробнее...

Цель: формирование представлений о видах пассажирских поездов, обслуживании пассажиров в поездах дальнего следования, значении работы дорожных работников.

По всей стране круглые сутки по железнодорожным путям мчатся пассажирские поезда. Одни люди добираются до пункта назначения всего за несколько часов, другие могут ехать на поезде сутки или целую неделю.

И в пригородных поездах, и в поездах дальнего следования работники железной дороги создают для пассажиров комфортные условия (удобства).

У каждого вагона пассажиров встречает проводник(ца) пассажирского вагона. Чаще всего это девушка или женщина. Она приветливо здоровается с каждым пассажиром, проверяет наличие проездного билета, сверяет его с паспортом, напоминает номер посадочного места в плацкартном вагоне или номер купе, его расположение в вагоне. Плацкартный вагон – вагон, в котором у каждого пассажира есть спальное место с номером. Купе – отдельное помещение в пассажирском вагоне для двух или четырех пассажиров.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с особенностями грузовых железнодорожных составов и их назначением, правилами перевозки грузов по железной дороге.

Грузовые железнодорожные составы перевозят тонны разных грузов по всей стране. Длина состава может быть такая, что начало ты видишь, а хвост никак не показывается. Машинистам трудно водить такие длинные составы. Но зато можно перевезти сразу много груза. Это очень выгодно.

В этом случае перевозка груза становится более дешевой. Грузовые составы в вагонах, цистернах (больших металлических вместилищах), открытых платформах (вагонах с низкими бортами) везут лес, уголь, автомобили, цемент, горюче-смазочные материалы, почту и многое другое.

Грузы для перевозки по железной дороге хорошо упаковываются, чтобы они не выпали или не вылились. Плохо закрепленные грузы могут быть причиной железнодорожных аварий и катастроф.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с назначением и внешним оформлением почтово-багажных поездов, их обслуживанием.

Однажды Витя с папой пошли как обычно на железнодорожную станцию, чтобы понаблюдать за проходящими поездами. Это было их любимое занятие. Папа много рассказывал сыну о поездах, их назначении, отличительных особенностях. Мимо проносились электрички, пассажирские поезда дальнего следования, товарные поезда.

Вдруг Витя увидел вагон с белой диагональной полоской на синем фоне, эмблемой и надписью «Почта России».

– Что это за вагон? – спросил Витя у папы. – Какой-то странный, не такой, как все.

– Это же почтовый вагон, – ответил папа, – разве ты не знаешь об этом? Тогда я тебе расскажу. На железнодорожном транспорте почтовые отправления (посылки, бандероли, письма) перевозят почтово-багажные поезда и почтовые вагоны в составе скорых и пассажирских поездов. Чтобы все могли узнавать почтовые поезда и вагоны, используют отличительные знаки: полоску, эмблему и надпись. Эти знаки ты и видел на почтовом вагоне. Но ты не заметил специальные маячки, которые загораются и мигают. Их называют проблесковыми. Это тоже знак отличия почтового вагона.

Подробнее...

Цель: расширение представлений детей о железнодорожном транспорте, показ перспективных видов транспорта.

На одной железнодорожной станции жил-был поезд. Каждый его день был похож на предыдущий. Начинался он с того, что поезд мылся, проверял в депо свое здоровье и годность к работе, завтракал, заливаясь дизельным топливом, и отправлялся в путь всегда по одному и тому же маршруту между двумя городами и расписанию движения.

Поезд любил свою работу. Ему нравилось, как галдели пассажиры на перронах вокзалов, как суетились и старались быстрее в него забраться. Со сменой сезонов менялись краски вдоль железнодорожного полотна. Целый год перед глазами поезда мелькали леса, перелески, поля, деревни и дачные поселки. Он весело приветствовал гудком дежурных по переезду, которые всегда встречали и провожали его, подняв полосатую палочку вверх. Поезд подружился со всеми светофорами на пути. Они весело подмигивали ему, пропуская дальше. Своими колесами он выстукивал ритмичную мелодию по металлическим рельсам. Те крепко держали его на железнодорожном полотне, поэтому поезд никогда не волновался о своей безопасности. На каждой станции он останавливался и открывал двери, выпуская и впуская пассажиров. Можно было немного отдохнуть и хорошенько рассмотреть все вокруг.

Подробнее...

Цель: формирование представления о путях сообщения, используемых для наземного автомобильного и железнодорожного транспорта: дорогах, эстакадах, туннелях, путепроводах, мостах.

Автомобили разного назначения, включая общественный транспорт, не летают по воздуху. Для них нужны дороги. Они всегда должны быть в хорошем состоянии, чтобы не случились аварии. За дорогами следит автодорожная служба.

Каждый год дороги ремонтируют, заделывают асфальтом ямы и выбоины, покрывают дорогу новым асфальтом целиком.

По краю дороги всегда имеется бордюр из камня или металлическое ограждение. Бордюр и ограждение наглядно показывают границы дороги и защищают пешеходов от наезда машин. Металлические ограждения по краю дороги не дают возможности пешеходам переходить дорогу в неположенных местах.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с видами мостов, их назначением и использованием наземным транспортом.

Путями сообщения для автомобильного и железнодорожного транспорта являются мосты.

Казалось бы, мост он и есть мост. Что в нем может быть особенного? Однако мост – сложное искусственное сооружение, возвести которое не так-то просто. С древних времен мосты были частью дорог. Только не простой частью, а технически очень сложной.

Существует много разных видов мостов и по назначению, и по конструкции, и по использованию, и по месту возведения.

Для выбора вида моста необходимо знать, в какой местности он будет построен.

Есть мосты-виадуки, проложенные через овраги, лощины и горные ущелья.

Подробнее...

Цель: ознакомление детей с элементами мостов и их назначением.

Если мы будем сооружать мост из детского строительного материала, скорее всего выберем длинные пластины для пролета и устойчивые кирпичики или цилиндры для опор. При этом мы будем помнить, что мост должен быть прочным, соединять, например, два берега реки, а под собой пропускать корабли. Все это правильно, но в игре намного проще, чем в реальности.

Действительно, основными элементами (частями) моста являются опоры и пролетные строения. Без них никакого моста не может быть.

Опоры имеют очень большое значение для надежности, долговечности и безопасности моста. На них идет вся нагрузка от пролетных строений, пешеходов и транспорта. Еще они должны выдерживать давление ветра, льда и проходящих судов. А на береговые опоры (устои) дополнительно давит вес насыпи. Все это опоры должны выдерживать в течение многих лет. Если опоры ненадежные, они могут покоситься, частично разрушиться или обвалиться. Это приведет к разрушению всего моста, а значит к возможной гибели людей, авариям.

Подробнее...

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент