Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Задачи: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. 

Материалы: мука, большой поднос с высотой края 2—3 см; ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображениями метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий.

Описание. В гости пришел Незнайка. Он рассказывает, что недавно побывал на Луне. На память об этом путешествии дарит детям карту «Солнечная система». Воспитатель и дети рассматривают карту. Что вы видите на карте? Какие планеты вы узнали ? Какие звезды вам знакомы? А слышали ли вы про какие-то звезды с хвостами? К иногда на небе появляются странные «хвостатые» звезды. Называют их кометами. Раньше люди их очень боялись, считали их «хвостатыми чудищами». Теперь, когда есть телескопы, люди их рассмотрели и не боятся. Воспитатель показывает картинку с изображением кометы.

Ты меня увидишь в небе, 

Я хвостата, не хвастлива. 

Не планета, не ракета, 

А зовут меня... (комета). 

Воспитатель. Кометы редкие гости в нашей Солнечной системе. Комета — раскаленный шар, за которым тянется хвост. А шар состоит из твердых частиц и льда, окутанных туманной оболочкой, которая называется комой. Помимо планет и их спутников вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков. Слышали ли вы что-то о метеорах? Что это такое? 

Метеор — это космический обломок. Размеры их разные — от мелких песчинок до увесистых булыжников. Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. На месте падения остаются кратеры. Что это такое? Можем ли мы увидеть метеоритные кратеры?

Незнайка. Ау нас в Цветочном городе мы смоделировали метеоритный кратер. Знайка зарисовал наш опыт, и я принес вам картинки. Посмотрите! 

Незнайка подает детям картинки. 

Воспитатель. Незнайка, но здесь непонятно, с чего начинать опыт. 

Незнайка. Я очень торопился к вам и по дороге уронил картинки. Вот они и перепутались. 

Воспитатель. Давайте посмотрим картинки вниматель­но, может быть, мы сами догадаемся, как их разложить по порядку. Дети рассматривают картинки (алгоритм действий), обнаруживают цифры-подсказки. 

Воспитатель организует обсуждение, в ходе которого дети выполняют действия по алгоритму, комментируя их:

С чего мы начнем? (Приготовим муку.) Для чего она нам нужна? (Надо насыпать ее в поддон.) Чем лучше ее насыпать? (Совочком.)Сколько надо насыпать муки?  (Целый поддон.) Что нам подсказывает вторая картинка? (Надо выровнять слой муки.) С помощью чего можно это сделать? (Дети могут пробовать выровнять картонкой, листом бумаги, линейкой, рейкой...) Каким предметом удобнее выравнивать? (Линейкой, рейкой.) Почему? (Она ровная, не гнется, твердая и немного длиннее ширины поддона...) Что мы должны делать дальше? (Насыпать муку в ложки и переносить в поддон.) 

Незнайка. А вот и не отгадали! Муку надо бросать в поддон. Можно вставать на разные предметы и бросать сверху. Это так интересно и весело!

Воспитатель. Незнайка, это, конечно, очень весело, но мука же разлетится по всему полу. Ставит поднос с мукой на пол и подстилает под него большой кусок полиэтилена. 

Дети выполняют опыт: набирают муку в ложки и бросают в поддон, встав на скамейку, на стол. Почему ямки получаются разные: одни глубокие, другие — мелкие? (Чем выше встанешь и бросишь, тем глубже ямка.) На что похожа поверхность с мукой? (Мука ударялась о дно подноса точно так же, как метеорит врезается в поверхность Земли или Луны.) Что такое метеоритный кратер? (Это чашеобразное или воронкообразное углубление на месте падения метеорита.) От чего зависит глубина ямки? Какие края у кратера? (Приподнятые.) 

Воспитатель показывает изображение кратера.

Воспитатель. Похож наш метеоритный кратер на настоящий? Понравились вам подарки от Незнайки и его друзей? Дети благодарят Незнайку и приглашают приходить в гости чаще.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество