Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

wЧто есть в почве?

Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: Комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва (в лесной много перегноя). Выясняют, на какой почве лучше растут растения, почему (в лесу растений больше, в почве больше питания

для них). Взрослый вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист. Дети определяют, что делает почву богатой (в почве леса много перегнившей листвы). Обсуждают состав почвы города. Уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают ее с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы: богатой и бедной.

 

 

 

Как листья становятся питанием для растений?

Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.

Ход занятия

Взрослый (осенью) обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва лучше, богаче). Взрослый вместе с детьми прикапывает возле деревьев и кустарников листву. В огороде под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Выясняют, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости. Сравнивают полученные результаты. Взрослый подводит детей к пониманию, что богатство почвы зависит от перегнивших растений.

 

Где цветы лучше растут?

Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: На участке рассада цветов, предметы ухода за ними.

Ход занятия

Взрослый предлагает посадить рассаду цветов и овощей в разную почву — подготовленную осенью (с листвой) и сделанную весной. Дети наблюдают развитие растений на разных грядках, зарисовывают в дневнике наблюдений, делают вывод, какая почва богаче (та, что подготовлена осенью). При объяснении используют модель взаимозависимости в природе.

 

Что у нас под ногами?

Задачи: Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Материалы и оборудование: Почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекало, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

Ход занятия

 Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из нее исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).

 

Где дольше?

Задачи: Выделить причину сохранения влаги

Материалы и оборудование: Горшки с растениями.

Ход занятия

Взрослый предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень. В конце прогулки дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (на солнце вода испарилась, а в тени — нет"). Взрослый предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца,».

 

Хватает ли света?

Задачи: Выявить причину того, что в воде мало растений.

Материалы и оборудование: Фонарик, прозрачная емкость с водой.

Ход занятия

Взрослый обращает внимание детей на комнатные растения, расположенные около окна. Выясняет, где растения растут лучше — около окна или вдали от него, почему (те растения, что ближе к окну, — им больше достается света). Дети рассматривают растения в аквариуме (пруде), определяют, будут ли расти на большой глубине водоемов растения (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства просвечивают фонариком воду, уточняют, где растениям лучше (ближе к поверхности воды).

 

Где растения быстрее получат воду?

Задачи: Выявить способность разных почв пропускать воду.

Материалы и оборудование: Воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Ход занятия

Дети рассматривают почвы: определяют, где лесная, а где — городская. Рассматривают алгоритм опыта, обсуждают последовательность работы: на дно воронки кладут вату, затем исследуемую почву, ставят воронку на емкость. Отмеряют одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно вливают воду до появления воды в емкости. Сравнивают количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

Вывод: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент