Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

wКак легче плавать?

Задачи: Установи связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы и оборудование: Макеты лапок водоплавающих и обычных птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки.

Ход занятия

Взрослый предлагает выяснить, какими должны быть конечности у тех, кто плавает. Для этого дети выбирают макеты лапок, которые подходят водоплавающим птицам; доказывают свой выбор, имитируя греблю лапками. Рассматривают механические плавающие игрушки, обращают внимание на строение вращающихся частей. У некоторых игрушек вместо лопастей вставляют контурные лапки из проволоки (без перепонок), запускают оба вида игрушек, определяют, кто быстрее поплывет, почему (лапки с перепонками отгребают больше воды — плыть легче, быстрее).

 

 

Почему говорят «как с гуся вода»?

Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы и оборудование: Перья куриные и гусиные, емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.

Ход занятия

Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

 

Как устроены перья у птиц?

Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы и оборудование: Перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния», свеча, волос, пинцет.

Ход занятия

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).

 

Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

Задачи: Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы и оборудование: Зерно, макет клюва утки, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.

Ход занятия

Взрослый на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Взрослый предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.

 

Вода — это хорошо или плохо?

Задачи: Выделить из многообразия растений водоросли.

Материалы и оборудование: Аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.

Ход занятия

Дети рассматривают водоросли, выделяя их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Дети пробуют изменить среду обитания растения: лист бегонии опускают на воду, элодею поднимают на поверхность, ряску опускают в воду. Наблюдают, что происходит (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист). Объясняют особенности растений разной среды произрастания.

 

Где растут грибы?

Задачи: Выявить благоприятные условия для развития и роста грибов.

Материалы и оборудование: Споры старых грибов — свинух (свинушек).

Ход занятия

 Дети разбрасывают споры в разных местах: на солнце, возле деревьев, в тени. Наблюдают, где появились грибы (грибов выросло больше в сырых местах, в тени).

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент