Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

wВолшебный шарик

Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.

Ход занятия

 Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены), выясняют, как сделать шар волшебным. Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

 

 

Волшебники

Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование: Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Ход занятия

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе (потереть тканью о волосы, одежду). Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Делают вывод о возникновении притягивающих сил. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы, фигурки прилипают к стеклу. Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками (фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать).

 

Чудо-прическа

Задачи: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Ход занятия

Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).

 

Как увидеть и услышать электричество?

Задачи: Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Материалы и оборудование: Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

Ход занятия

В темном помещении дети снимают с себя сухую одежду. Выясняют, что увидели и услышали (слышен слабый треск, видны искры). Надевают одежду, проводят по ней влажной

рукой, щеткой (или сбрызгивают антистатиком), вновь снимают одежду и выясняют, есть ли теперь электричество (нет). Сложенные друг на друга кусочки ткани натирают воздушным шариком (или пластмассовым предметом). В темноте медленно, держа за концы, разъединяют их. Наблюдают, что происходит (проявляется электричество — искры, треск). Подносят ткань друг к другу, определяют, что происходит при соединении материала (ткань липнет, при разъединении потрескивает, искрит, притягивается при приближении друг к другу). Сбрызгивают их водой, проверяют, есть ли электричество, почему к одежде иногда прилипают нитки, пушинки (одежда в этот момент наэлектризована).

 

Волшебные шары

Задачи: выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы и оборудование: Воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани.

Ход занятия

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать шарик «электрическим». Дети электризуют шарик, проверяют его электризацию, поднося к мелким кусочкам бумаги, ниткам, пушинкам, стене. Выясняют, что произойдет, если оба шарика сделать «электрическими» (подвешенные шары натирают о волосы и отпускают, шарики не притягиваются друг к другу). Затем сбрызгивают один шар водой, проверяют, что изменилось (шарики сближаются).

 

«Вертушка»

Задачи: Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы и оборудование: Три пластмассовые расчески, мех.

Ход занятия

Взрослый подвешивает расческу на длинной нити. Спрашивает детей, как заставить ее вращаться, ничем не дотрагиваясь (подуть, подействовать какой-нибудь силой). Предложения детей обсуждают. Электризуют вторую расческу, поднеся ее к первой, заставляя ту вращаться. Выясняют, почему это происходит («электрическая» расческа притягивает «не электрическую» и заставляет ее вращаться).

Электризуют подвешенную расческу, поднося к ней вторую наэлектризованную расческу, обращают внимание, куда теперь движется первая расческа (вращается в другую сторону). Соединяют две одинаковые пластмассовые расчески крестообразно, подвешивают их на нить. Выясняют, как заставить их вращаться. Предположения дети оформляют в виде алгоритма действий, проверяют, поднося третью наэлектризованную расческу к краям «вертушки».

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент