Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

wСколько ушей?

Задачи: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Материалы и оборудование: Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, оба сверху головы, уши животных и т.п.), схема строения уха человека.

Ход занятия

Взрослый дает несколько команд: подойти, сесть на стульчики и т.д. Выясняет, почему именно эти действия дети выполнили (услышали команду), что помогло детям услышать название действий (уши), для чего нужны уши (слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя и т.д.; слышать речь других людей и общаться с ними; слышать музыку, звуки природы: шелест листьев, шум дождя и др.; по звуку узнавать предметы: шелест бумаги, бульканье воды и др.)

Детям дается задание: выбрать картинки с правильным изображением ушей. Выясняют, почему другие картинки неверны. Делают вывод: у человека по одному уху с правой и с левой стороны головы, чтобы слышать с обеих сторон. Взрослый предлагает поразмышлять, что было бы, если бы не было ушей, если бы ухо было только с одной стороны. Дети делятся на пары, выполняют команды: позвать напарника, когда закрыты у него оба уха; позвать со стороны закрытого уха; окликнуть его со стороны открытого уха и т.д. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями. Взрослый, используя схему, рассказывает им о строении уха. Дети выясняют, сколько ушей имеет человек (снаружи — два, но каждое ухо на самом деле состоит из трех частей, или отделов: наружного уха, среднего и внутреннего). Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход (дети рассматривают его в зеркало или друг у друга). На границе между наружным и средним ухом находится тонкая перепонка. Когда раздается какой-либо звук (передаваемый по воздуху), ушная раковина ловит его, он проходит по слуховому проходу к перепонке и давит на нее. В среднем ухе есть три косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и слуховая труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе есть «прибор», который по своему виду похож на улитку. Он получает и передает в мозг звуковые сигналы по нервам (как по дорожкам). Когда мозг получает сигнал, например свисток на чайнике, то командует: подойди к плите и выключи его. Уши человека не соединены друг с другом («В одно ухо влетело, в другое — вылетело» — выражение с переносным смыслом, в сказке «Сивка-бурка» Иванушка в одно ухо влез, в другое вылез — этого не могло быть). Но есть связь уха с горлом и носом (носоглоткой) через слуховую трубу, поэтому, когда что-то из них начинает болеть, например горло или ухо, их даже один врач лечит. Дети объясняют, что может быть для ушей вредно (громкие звуки, попадание в ушную раковину предметов, грязь и др.); полезно (регулярно мыть и чистить уши, предохранять их от холода, от попадания инородных предметов). Составляют «правила ухода» за ушами.

 

Проверим слух

Задачи: Показать, как человек слышит звук.

Материалы и оборудование: Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см.

Ход занятия

Дети выясняют, что помогает слышать звуки (уши). Как это происходит, можно показать. Под руководством взрослого дети выполняют опыт. Привязывают ложку к середине бечевки, а концы бечевки — к указательным пальцам так, чтобы оба конца были одинаковой длины, затыкают уши пальцами (ложка свисает на бечевке вниз). Наклоняются вперед, чтобы ложка свободно повисла и стукнулась о край стола (лучше металлического). Обсуждают результат И причину (слышится звук, напоминающий колокольный звон). Дети считают, что, ударяясь о стол, металл начинает колебаться, эти колебания передаются по бечевке ушам. Выясняют, что слышат благодаря тому, что уши воспринимают различные колебания. Делают вывод: чтобы издать звук, предмет должен колебаться. От него колебания передаются воздуху («толкают» воздух) и распространяются в нем. Колеблющиеся частички воздуха ударяются о барабанную перепонку, благодаря чему она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше, в среднее ухо, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.

 

Наши помощники — глаза

Задачи: Познакомить со строением глаза, функцией его частей.

Материалы и оборудование: Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

Ход занятия

 Детям загадывают загадку о глазах. Рассматривают свои глаза в зеркало, рассказывают, из каких частей состоит глаз (веко, ресницы, глазное яблоко), где он находится (в глазнице). С помощью проблемных вопросов, ситуаций (что было бы, если бы не было...; если..., то...) взрослый подводит детей к определению значения частей глаза, показывая пиктограммы. Например: если потечет со лба пот, то (его остановит брови); если ветер понесет пыль в глаза, то (ее задержат ресницы); если пылинки сядут на глаз, то (их удалит мигающее веко, так как оно изнутри влажное); если появится опасность (что-то летит в лицо), то (веки резко закроются); если человек спит, то (веки опущены — глаза закрыты); если человек

рассматривает предмет, то (глазное яблоко движется вправо-влево, вверх-вниз, как бы ощупывая его). Взрослый рассказывает детям о строении глазного яблока: радужная оболочка бывает разного цвета, в центре ее находится зрачок (черного цвета), через него в глаз попадает свет, а за ним — хрусталик (линза, которая преломляет световые лучи, благодаря чему мы видим изображения предметов). Когда функция хрусталика нарушается, то люди видят только далекие или только близкие предметы, им в этом случае нужны очки. В сетчатке — внутренней оболочке глазного яблока — и возникает изображение. Детям предлагают выполнить следующие действия: поднять брови, опустить; сделать веселые, грустные, сердитые, удивленные глаза; веки закрыть, открыть; сделать движение глазами (глазным яблоком), направить вверх, вниз, вправо, влево; прищурить; обрисовать любой предмет. Взрослый предлагает определить цвет глаз у себя и у других детей, найти себе пару.

 

Большой — маленький

Задачи: Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.

Материалы и оборудование: Зеркало.

Ход занятия

Дети рассматривают свои глаза в зеркале, обращают внимание на то, что зрачки имеют одинаковый размер. Взрослый предлагает детям 1—1,5 минуты посидеть при ярком свете (один глаз при этом открыть, другой — закрыть). Рассматривают зрачок открытого глаза, а затем зрачок того глаза, который был закрыт. Определяют, одинаковые ли они (тот, что был закрыт, больше по размеру, расширен). Обращают внимание, что через некоторое время зрачки опять стали одинаковыми. Обсуждают, почему так происходит (в темноте, при неярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, а при ярком свете другая мышца, наоборот, сужает зрачок, ограничивая количество света, поступающего в глаз). При этом глаз избавляется от излишков света.

 

Проверка зрения

Задачи: Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением предметов.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, поднести вплотную к лицу лист с изображением предмета, посмотреть, что это (не видит). Уточняет, что надо сделать, чтобы увидеть (отодвинуть подальше от лица). Дети выполняют в паре следующие задания: «проверить» зрение, отметить расстояние, с которого становятся видны предметы на картинке (несколько в первом ряду), определить, у кого самый острый глаз (видит на большом расстоянии). Дети делают вывод: чтобы увидеть предмет, надо как бы охватить его взглядом; трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или далеко.

 

Если не видишь

Задачи: Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами), как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.

Материалы и оборудование: Повязки на глаза.

Ход занятия

Дети выясняют, чем отличается зрение у животных и у человека; рассуждают о проблемах незрячих людей и о том, как они общаются, читают, как им можно помочь. Затем проводят игру «Поводырь» (у одного ребенка завязывают глаза, другой ведет его между предметами). Детей делят на две группы: детям первой группы завязывают глаза, дети второй группы выбирают себе пару из первой группы, тихо подходят к ним, и те должны обследовать

лицо, прическу, одежду, узнать голос, назвать имя. Обсуждают, как трудно ориентироваться людям, если они лишены зрения. Дети выясняют, как относиться к слепым людям (надо заботиться о них, помогать в их действиях). Называют причины, из-за которых может испортиться зрение: чтение в темноте, низкие наклоны при рисовании, проведение много времени у телевизора и т.д. Выясняют, как можно помочь своим глазам (делать гимнастику для глаз). Взрослый обучает детей гимнастике для глаз; дети объясняют, чем упражнения полезны. Предлагает подумать, как могут читать слепые люди, а затем угадать с закрытыми глазами, на ощупь выпуклые буквы или рисунки; придумать предметы для тех, кто слабо видит или не видит.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент