Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.
В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной.
Начинать решать эту важную проблему необходимо еще задолго до рождения ребенка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Первый год — это самый ответственный год в жизни человека. Именно в этот период, по данным физиологов (И. А. Аршавский, Б. М. Громбах и др.), закладываются основы здоровья, формируются первые двигательные умения, которые не только являются важным показателем физического и психического развития ребенка, но и составляют тот фундамент, на котором будут формироваться более сложные движения в последующие возрастные периоды (Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская и др.).
Заботиться о силе, ловкости, выносливости малышей необходимо с первых дней жизни. К сожалению, анкетные данные свидетельствуют о том, что основная масса родителей не уделяет этому вопросу внимания, считая, что ребенок сам будет хорошо развиваться физически, когда начнет ходить, бегать и т. п.
Надо иметь в виду, что массаж и гимнастика готовят организм ребенка и особенно его мышечную систему к овладению динамическими и статическими движениями, которые формируются у детей на разных возрастных этапах.
Учимся держать голову в горизонтальном положении (с 1—1,5 месяцев)
Задачи. Развивать умение удерживать голову в горизонтальном положении, укреплять мышцы шеи. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.
Содержание игры-упражнения. Взрослый ласково разговаривает с младенцем и выкладывает его на живот. Ручки ребенка осторожно кладет под грудку и слегка поглаживает спинку: «Вот как наш малыш головку поднял, молодец, Алешенька!»
Особой формой двигательной активности является плавание. Это физическое упражнение, основу которого оставляет удержание и перемещение человека в воде без поддерживающих средств в необходимом направлении.
К сожалению, в семьях и в условиях общественного воспитания этому виду двигательной активности мало уделяется внимания. Между тем плавание является эффективным средством оздоровления и воспитания. Именно поэтому мы предлагаем этот материал для родителей и воспитателей домов ребенка.
На данном возрастном этапе движения ребенка постепенно совершенствуются. Дети овладевают разными видами ходьбы, учатся бегать, прыгать, бросать и ловить предметы. Перед взрослыми стоит задача помочь ребенку овладеть всеми видами движений. Но чтобы эта помощь была эффективной, необходимо знать, как развиваются основные движения на втором-третьем году, каковы их особенности, какие задачи надо решать, обучая детей.
Одним из особо значимых в этом возрасте движений является ходьба.
Это основной, естественный способ передвижения в пространстве. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма, улучшает обмен веществ. Под влиянием ходьбы ребенок становится более ловким, выносливым.
Ходьба и равновесие
• Самостоятельная ходьба при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией (1).
Задачи. Упражнять в самостоятельной ходьбе. Вызывать чувство уверенности, удовольствия от движений, от совместных действий со взрослым. Развивать равновесие.
Взрослый стоит впереди ребенка на расстоянии 4—8 шагов и манит его к себе яркой игрушкой: «Машенька, иди ко мне, посмотри, какой у меня зайчик!» По мере освоения ходьбы расстояние увеличивается до 5—6 м.
Ходьба и равновесие
• Ходьба стайкой в одном направлении за воспитателем (2 года).
Воспитатель идет впереди детей, произнося слова: «Шагают наши ножки, топ-топ-топ. Наши детки идут, ни за что не упадут». И т. п. Дети подражают воспитателю, который следит, чтобы все шли в одном направлении, голову держали прямо. Чтобы дети не опускали голову, воспитатель держит в руках яркую игрушку.
Физкультурные занятия — основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям. Обучение это осуществляется в определенной системе и последовательности.
Физкультурные занятия благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребенка. Под влиянием физической и психической нагрузки, которая дается на занятиях, повышаются функциональные возможности детского организма, увеличивается его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
На каждом физкультурном занятии дети должны получить достаточную физическую нагрузку, соответствующую их возрастным возможностям и группе здоровья.
Что такое физическая нагрузка?
Физической нагрузкой называют величину воздействия движений на организм ребенка.
Нагрузка связана непосредственно с расходованием энергии и утомлением. Она должна вызывать изменение функциональных показателей деятельности организма. Одним из таких показателей является пульс.
Для детей второго года жизни содержанием физкультурных занятий являются упражнения в ходьбе в сочетании с равновесием, в ползании, катании, бросании. Выполнение основных движений чередуется с обще-развивающими упражнениями, а также с игровыми двигательными заданиями. Малыши еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому построения, даже самые простейшие, не применяются. В начале года занятия в основном проводятся индивидуально с каждым ребенком. По мере того как малыши начинают привыкать к условиям детского учреждения, к воспитателю, понимать требования взрослого, их можно объединять по 2—3 человека, а затем к 1 году 6 месяцам — 1 году 8 месяцам — по 6—8 человек. Дети после 1 года 6 месяцев могут выполнять движения фронтально или поточно.
Занятие 1
Задачи. Упражнять в ходьбе с преодолением препятствий, учить поднимать ноги в соответствии с высотой препятствия. Повторить подползание под дугу, прокатывание мяча. Развивать ловкость, самостоятельность, умение действовать совместно по словесной инструкции взрослого. Вызывать положительные эмоции.
К началу третьего года жизни дети приобретают некоторый двигательный опыт. Они уже довольно уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия, неплохо ориентируются в пространстве. В связи с развитием речи они могут действовать не только по подражанию, но и по слову взрослого. Малыши, воспитывающиеся в условиях дошкольного учреждения, знают названия некоторых пособий и умеют элементарно с ними действовать. Например, мяч, мешочки с песком, шишки они бросают, под дугу подлезают, по дорожке ходят, ползают и т. п.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении в семье. Начинать проводить ее надо с двух лет. В дошкольном учреждении проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов, самообслуживания, занятий и т. д. При организации утренней гимнастики, особенно в первые дни посещения малышом детского сада, воспитателю следует дифференцированно подходить к каждому ребенку. Некоторые дети не сразу включаются в упражнения. Настаивать на их непременном участии не надо. Важно, чтобы ребенок постепенно сам захотел участвовать в утренней гимнастике и включался по собственному желанию. Постепенно дети привыкают и охотно занимаются с воспитателем.
Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.
Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения.
«Зашагали ножки по дорожке» (с 1 года 2 месяцев). № 1
Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном направлении. Вызывать удовольствие от общения со взрослым. Вселять уверенность в своих возможностях.
Содержание игры. Воспитатель встает на расстоянии 1,5—2 м от ребенка. Затем расстояние можно увеличить.
Предложенные ниже пособия могут быть использованы на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, самостоятельной двигательной и игровой деятельности детей.