Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Процесс становления личности, процесс самопознания длится всю жизнь с самого рождения ребенка и предполагает освоение трех областей отношений: с миром предметов и физическим пространством, с самим собой и с другими людьми. Развитие человека возможно только в диалоге и только в отношениях. Причем очень важно, чтобы отношения и диалог были как с внешним миром человека, так и с внутренним. Но как соотносятся эти два процесса? Кто вступает в диалог? Когда и как он начинается? Как поддержать и не нарушить эту способность вести диалог?

Когда ребенок приходит в наш мир, его встречают близкие взрослые. Качество этой встречи закладывает то, как ребенок будет обходиться с самим собою, окрашивает его отношение к са­мому себе. Затем ребенок «встречает» себя самого: свои ощущения, свои действия, свои чувства, свои ценности, занимает позицию по отношению к себе и к миру, осознает себя. Для ребенка развитие отношений со взрослым и зарождение самоотно­шения происходят в игре: чтобы вынести суждение о себе, понять себя, необходимы как береж­ное сопровождение малыша близкими взрослыми, так и пространство для собственной игры.

Исследованиям игры посвящены многие работы отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов. Обратившись к определениям игры/игровой реальности различных ав­торов, мы можем обнаружить нечто общее в их понимании игры. Обобщая различные источники, можно сказать, что игра предполагает наличие:

мнимой ситуации, которая разворачивается в хронотоп игры. Игровое пространство имеет свои границы, которые ребенок и взрослый пересекают. А любое пространство организовано по своим правилам, да и время там течет по-особому, день и ночь сменя­ются в течение двух минут, и если что-то забылось, то опять может наступить ночь. О пра­вилах можно договариваться, а можно их устанавливать и не принимать чужие правила.

Для этого участники должны понимать и разделять смыслы и правила друг друга:

удовольствия/интереса. Если ребенок или взрос­лый воспринимают деятельность как тягостное задание или полезное, но неприятное дело - это не игра;

свободы выбора игры, партнера, участия/неучастия, но не свобода от правил;

самодостаточности и самонацеленности игровых процессов, предполагающих поиск смыслов игры в самой игре.

Во многих работах зарубежных авторов (3. Фрейд, А. Адлер, В. Штерн, Э. Эриксон) игра по­нимается главным образом как средство выражения и разрешения ребенком своих внутренних конфликтов. Бесспорно, это значение игры очень важно для развития саморегуляции. Но есть еще и второй пласт: при этом ребенок не только выражает, но преображает свою личность, что, на наш взгляд, и составляет основной смысл игры.

По мнению известного исследователя игры Д.Б. Эльконина, процесс игры стано­вится доступен ребенку с 2,5-3 лет. За единицу игры в этом подходе принимается мнимая си­туация и роль. Нас же интересует более ранний процесс зарождения субъективности и то, как он отражается в действиях ребенка.

 

В этом разделе сайта, в высыпающемся меню, Вы найдете интересный методический материал по указанной теме.



Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество