Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Возраст: 6–12 месяцев

Уровень сложности: низкий

Область исследований: социальное развитие

Эксперимент

Продемонстрируйте малышу две похожие игрушки и поставьте их на стол или другую поверхность так, чтобы и они сами, и ваши движения были хорошо видны ребенку. Поднесите руку к первой игрушке и изобразите недовольство (например, наморщив нос и отрицательно помотав головой): пусть малыш видит, что эта вещь вам не нравится. Поднеся руку ко второй игрушке, сделайте, наоборот, довольное лицо (улыбнитесь, приподнимите брови), чтобы показать, как она вас заинтересовала, и несколько секунд с ней поиграйте. Затем поставьте вещицу на место и объясните малышу, что теперь его очередь выбирать.

 

Гипотеза

 

Ребенок выберет ту игрушку, которую предпочли вы.

 

УСОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОЦЕДУРУ

 

Покажите крохе две игрушки так, как описано выше, только вместо того, чтобы взять одну из них (это действие имеет явную целевую направленность), просто дотроньтесь до нее тыльной стороной руки. После этого предложите ребенку решить, какая вещица ему больше нравится.

 

Результаты исследований

 

В 2008 г. ученые провели эксперимент с участием семимесячных младенцев, которые сначала посмотрели, как взрослый человек выбирает один из двух предметов, а затем сделали собственный выбор. Согласно протоколу исследования, 58 % детей взяли в руки ту же игрушку, которая заинтересовала взрослого, 35 % предпочли другую, а 7 % не смогли определиться.

Во второй сессии эксперимента условия несколько поменялись: взрослый показывал, что одна из вещей ему нравится, и тянулся к ней, но она стояла слишком далеко. Дети, понаблюдавшие за безуспешными попытками старшего завладеть игрушкой, предпочитали ее же еще чаще, чем те, кто видел, как он берет ее в руки. В ходе второй сессии 66 % младенцев повторили действия взрослого, а 34 % заинтересовались другой вещью.

По данным эксперимента, малыши старались повторять действия, которые восприняли как целенаправленные (например, выбор игрушки). Однако если целеустремленность жеста была неочевидной (взрослый человек не хватал предмет, а просто прикасался к нему тыльной стороной руки), дети не демонстрировали тенденции к подражанию.

Итак, результаты исследования свидетельствуют о том, что уже в семимесячном возрасте младенцы обладают способностью отличать целенаправленные действия от нецеленаправленных и зачастую ставят перед собой цели, руководствуясь чужим выбором.

 

Вывод

 

В исследовательских кругах бытует чрезвычайно «высоконаучное» обозначение феномена, который вы, скорее всего, увидите, проведя предложенный эксперимент: «Мартышка смотрит – мартышка делает». С первых месяцев своей жизни малыш стремится во всем копировать вас. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы цели, которые вы преследуете, были хороши и для ребенка. Помните: теперь вы образец для подражания. Если хотите еще раз проверить, насколько сильно влияют на малыша ваши предпочтения, попробуйте повторить эксперимент за обедом: поставив на стол новое блюдо и привычную еду, выберите первое. Посмотрите, последует ли ребенок вашему примеру.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество