Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Возраст: до 6 месяцев

Уровень сложности: средний

Область исследований: эмоциональное развитие

Эксперимент

Посадите ребенка в автомобильное кресло и поместите его перед столом. Поверхность должна быть хорошо видна малышу. Сами сядьте примерно в метре от него так, чтобы заметить, если он повернет голову. На полминуты поставьте на стол, поближе к креслу ребенка, какую-нибудь игрушку, максимально воздействующую на все органы чувств, например пожарную машину с зажженными фарами и включенной сиреной. Затем на минуту переместите вещь туда, где малыш не сможет дотянуться до нее. В продолжение этих 60 секунд не разговаривайте с ним, если он не расплачется (в таком случае прекратите эксперимент). Попросите друга последить за общим эмоциональным состоянием (позитивным или негативным) и поведением младенца. Пусть ваш помощник скажет, что ребенок делал на протяжении эксперимента: к примеру, отворачивался ли от игрушки, пытался ли до нее дотянуться или сосал пальчик. Повторите эксперимент: на сей раз вы можете общаться с малышом, как пожелаете.


Гипотеза

 

Если во время эксперимента младенец придет в негативное эмоциональное состояние, то, скорее всего, он предпримет попытку справиться с ситуацией, посмотрев на вас, засунув в рот палец, закрыв глаза, ударив игрушку или стараясь вступить с вами в вербальный или невербальный контакт. В первой части эксперимента, когда вы воздерживаетесь от общения с малышом, ему станет легче, если он отвернется от игрушки или применит какую-либо методику самоуспокоения. Попытки уйти от мнимой опасности, вероятно, лишь усилят волнение младенца. Во второй части эксперимента ваше личное вмешательство позволит наилучшим образом унять тревогу малыша, если вы окликните его по имени или как-то иначе отвлечете внимание крохи от игрушки. Но если вы будете успокаивать ребенка простыми ласковыми прикосновениями и невербальными голосовыми средствами, он может разволноваться еще сильнее.

 

Результаты исследований

 

В 2004 г. ученые провели аналогичный эксперимент с участием полугодовалых детей и их мам. Сначала женщин попросили не вмешиваться в ситуацию, а затем им разрешили общаться с малышами. В обоих случаях исследователи регистрировали эмоциональное состояние и поведение младенцев, а во время второй сессии фиксировали также действия их матерей. Оказалось, что многие дети обладают навыками саморегулирования, то есть принимают те или иные меры, позволяющие им избежать чрезмерного расстройства. Общение с мамами также помогает малышам в стрессовых ситуациях. Во время обеих сессий младенцы довольно эффективно успокаивали себя, отворачиваясь от игрушки. Во второй части эксперимента способность детей к саморегулированию усиливалась благодаря отвлекающему вмешательству матерей.

До 2004 г. проводились другие исследования, направленные на изучение приемов, с помощью которых младенцы управляют собственным состоянием. В 1995 г. наблюдение за пяти– и десятимесячными малышами показало, что эффективность той или иной методики самоуспокоения зависит от того, пытается ли ребенок справиться с нарастающей или, наоборот, утихающей тревогой. В 1999 г. было доказано, что детям в возрасте от года помогает успокоиться вмешательство мам. Авторы новейшего исследования обогатили накопленные знания, установив, что большинство полугодовалых младенцев в состоянии самостоятельно справиться с тревогой при виде слишком яркой и шумной игрушки, но родительская помощь тоже оказывается не лишней: общение с мамами усиливает способность малышей к регулированию собственного поведения. Кроме того, удалось выяснить, что отдельные действия младенцев и их матерей могут иметь положительный или отрицательный эффект как сами по себе, так и в сочетании друг с другом.


Вывод

 

Ваш ребенок вступает в переходный период своего эмоционального развития. До сих пор, расстроившись, он в первую очередь ждал помощи от вас: вы должны были успокаивать его нежными словами и прикосновениями. Теперь он потихоньку учится самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями. С одной стороны, вы можете гордиться тем, что малыш взрослеет, с другой стороны, это может вас напугать. Вы знали: однажды вам придется сделать шаг назад, чтобы ребенок сам решил свою проблему. Но неужели так скоро?! Не беспокойтесь. На нынешнем переходном этапе помощь мамы или папы, конечно же, по-прежнему важна для малыша, так что, если он чем-то напуган, смело вмешивайтесь и отвлекайте его. Лишние слезы никому не нужны!

Не пытайтесь повторить это дома!

Сегодня большинство экспериментов с участием маленьких детей проводится в строгом соответствии с определенными этическими нормами, но так было не всегда.

В 1920 г. американские психологи Джон Уотсон и Розали Рейнер провели серию опытов над девятимесячным малышом по имени Альберт. Ученые пытались вызвать у ребенка боязнь определенного животного, издавая громкие резкие звуки при каждом появлении этого зверька.

Так, в начале эксперимента малыш не выказывал страха перед белой крысой, но начинал беспокоиться каждый раз, когда за его спиной ударяли молотком по стальной пластине. На протяжении нескольких сессий исследователи издавали пугающий металлический звук, как только маленький Альберт прикасался к крысе. Вскоре ребенок стал бояться ее и демонстрировал страх, даже если появление животного не сопровождалось зловещим грохотом.

По прошествии месяца после выработки условного рефлекса ученые зафиксировали, что мальчик по-прежнему боится крыс, а также других похожих на них животных и неодушевленных предметов. Прежде чем Уотсон и Рейнер успели избавить Альберта от привитого ему страха, мама малыша отозвала свое согласие на его участие в эксперименте. О том, как долго после этого у мальчика сохранялась боязнь крыс, ничего не известно.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество