Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Возраст: 4–12 месяцев

Уровень сложности: средний

Область исследований: эмоциональное развитие

Эксперимент

Описанную ниже серию тестов вы проведете дважды: с четырехмесячным малышом и незадолго до или вскоре после того, как он отпразднует свой первый день рождения. Во время обеих сессий эксперимента наблюдайте за выражением лица ребенка. Сначала попросите друга улыбнуться вашему младенцу и примерно 10 секунд щекотать ему ручки и животик. Затем пусть малыш попробует что-нибудь кислое, например лизнет ватный тампон, смоченный в разбавленном лимонном соке. Потом на полминуты неподвижно зафиксируйте руку малыша (если он начнет сильно беспокоиться, немедленно прекратите эксперимент).

 

Гипотеза

 

В годовалом возрасте мордашка ребенка, скорее всего, более наглядно отразит его эмоции, чем в возрасте четырех месяцев. При щекотании на лице годовалого малыша будет отчетливее читаться удовольствие, при ощущении вкуса лимонного сока – отвращение, при сковывании движений руки – злость.

 

Результаты исследований

 

В 2005 г. исследователи щекотали малышей, предлагали им попробовать что-нибудь кислое и удерживали их за ручки в ходе эксперимента, который проводился дважды: по достижении испытуемыми четырехмесячного и годовалого возраста. В обоих случаях ученые наблюдали и классифицировали выражения лиц детей. Во время второй экспериментальной сессии мимика малышей более соответствовала ситуации, хотя даже по достижении 12-месячного рубежа они преимущественно демонстрировали то, что исследователи охарактеризовали как выражение простого любопытства. Даже при появлении незнакомца в маске лишь немногие из младенцев неоднозначно выказали испуг, причем по данному дополнительному параметру результаты первой и второй экспериментальной сессии не различались. (Ученые предполагают, что выражение лица как таковое является не самым надежным мерилом страха.)

Согласно господствующей теории эмоционального развития человека, новорожденному присущи лишь два эмоциональных состояния: негативное (он плачет и проявляет признаки беспокойства) и позитивное. Первоначально разнообразные отрицательные или положительные стимулы вызывают у младенца одну и ту же отрицательную или положительную реакцию, но постепенно происходит «разветвление» эмоций, вследствие чего каждый отдельный раздражитель, будь то кислый вкус или сдерживание движений руки, получает характерный отклик. Эмоциональная дифференциация называется внутриситуационной специфичностью. Существует также смежный термин «межситуационная специфичность», обозначающий явление, при котором реакция, уместная в одних условиях, становится нетипичной для других. По данным исследования, проведенного в 2005 г., с течением времени повышается как внутри-, так и межситуационная специфичность поведения младенцев. Результаты экспериментов подтверждают идею о том, что, развиваясь, дети реагируют на разнообразные стимулы при помощи все более разнообразных выражений лица.

 

Вывод

 

Три часа ночи. Ваш малыш плачет. Может быть, он хочет есть? Или у него что-то болит? Он мокрый? Боится темноты? Просится на руки? Слишком туго спеленут? Понять, чем именно обеспокоено ваше новорожденное чадо, иногда очень непросто. Многие родители говорят, что со временем начинают лучше понимать своих малышей и различать подаваемые ими сигналы. Например, такой крик значит «Дайте молока!», а такой – «Смените мне подгузник!». Возможно, это правда. В любом случае данные описанного эксперимента и других аналогичных исследований доказывают: общение с младенцем постепенно становится для родителей менее сложным, поскольку реакции малыша начинают в большей степени соответствовать конкретным условиям.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество