Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

В этом возрасте главное внимание уделяется:

развитию потребности в общении;

совершенствованию понимания речи и становлению самостоятель­ной речи ребенка.

Одним из условий развития речи, так же как и раньше, является общение. Оно становится богаче, разнообразнее, так как ребенок боль­ше подражает, активнее действует, начинает говорить сам, хотя его речь пока понятна только близким людям.

Значительно совершенствуется предметная деятельность, ребенок проявляет большую самостоятельность в действиях с предметами (пере­ворачивает, катает, ощупывает и т. д.). Это помогает ему лучше узна­вать предметы, различать их и со временем точно и правильно называть. Все это необходимо учитывать при проведении игр и упражнений. Детей надо учить играть с игрушками и предметами: как прокатить мяч, как погладить зайца, как уложить спать куклу и т. п.; при этом обязательно называть игрушки и действия с ними, всячески поддерживать подража­тельные действия детей, способствовать проявлению элементарной ини­циативы. Для игр необходимо иметь достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по цвету, величине, материалу, с тем чтобы организовывать обследовательские действия детей, развивать элементарные мыслительные операции. С учетом особенностей разви­тия речи детей на втором году жизни игры проводятся дифференциро­ванно для двух возрастных подгрупп: для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев и с 1 года 6 месяцев до 2 лет. Тематика игр, отдельные приемы могут, конечно, повторяться, но несколько усложняются задачи, содержание игры, способы взаимодействия взрослого с ребенком. Они направлены на развитие элементарной самостоятельности и речевой ак­тивности детей.

Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребенка играть.

Важно использовать разнообразные приемы развития речи:

Показ с называнием, образец слова и построения фразы. При этом надо иметь в виду, что при общении с ребенком после 1 года 6 месяцев взрослый не должен употреблять облегченные слова (И. Н. Кононова, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Л. Н. Павлова и др.).

Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и вы­полнению действия. («Что тебе дать? Скажи», «Где ты взял мишку? Покажи».)

Обследование предметов и игрушек вместе с ребенком, его рукой. (Мяч — большой и маленький, кошка — пушистая и т. д.)

Договаривание слов вместе с ребенком, подсказывание нужного слова.

Поручения, особенно после 1 года 6 месяцев. Ребенку называют действия, и он учится находить предметы по слову взрослого. («Принеси куклу Катю», «Найди зайца» и т. д.) Затем обязательно спрашивают, что принес, где нашел.

Использование потешек, коротких стихов. Чем разнообразнее приемы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

Не следует забывать об особенностях детей этого возраста и утом­лять их своими чрезмерными разговорами и действиями.

'Подробнее см. в программе «Кроха».

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент