Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Начинать развитие речи необходимо с первых месяцев. Это начало подготовительного периода в развитии речи малыша. И, безусловно, главную роль играет здесь взрослый.

Задачами развития речи являются:

установление контакта с ребенком посредством эмоционального общения, удовлетворение потребности малыша в общении со взрослым на первом году жизни — это основа его последующего физического и психического здоровья;

развитие способности к слуховой и зрительной сосредоточенности;

развитие ответных голосовых реакций у ребенка.

Улыбка, радостный голос родного или близкого человека — вот глав­ное, что так важно для развития ребенка в этот период. Спокойное, радостное самочувствие малыша — основное условие для развития его голосовых реакций.

Особо трудными и ответственными в воспитании ребенка являются первый и второй месяцы жизни, когда надо вызывать у него положи­тельные эмоции и формировать потребность в общении со взрослыми. Взрослый осуществляет комплексное воздействие на его зрение, слух, осязание. Когда и как это надо делать? При выполнении всех режимных моментов, в небольшие промежутки бодрствования малыша. Проснулся ребенок, забеспокоился, мама (или любой взрослый) подходит к нему, наклоняется над его лицом, улыбается, ласково говорит: «Агу-агу-агу-шеньки, проснулась Катюшенька (Машенька, Сашенька)». Поглажива­ет малышу ручки, ножки, спинку (такой контакт очень важен!) и про­должает с ним разговор: «Моя хорошая, моя маленькая, сейчас я тебя покормлю и песенку спою:

Кто у нас хороший?      Люшеньки, люли!

Кто у нас пригожий?       Катенька (имя ребенка) хорошая,

Люшеньки, люли!         Катенька пригожая».

Содержание песенки неважно, для ребенка прежде всего имеет зна­чение ласковый голос взрослого. Контакт установлен, малыш успокоил­ся и наградой может быть его улыбка.

В конце первого и на втором месяце жизни ребенок начинает актив­но воспринимать общение со взрослым. Взрослый, как и прежде, ком­плексно воздействует на его зрение, слух, осязание. Задача состоит в том, чтобы уловить взгляд ребенка, задержать его на себе. Взрослый поглаживает малыша, заигрывает с ним, вызывая его ответный взгляд, улыбку, которая иногда переходит в беззвучный, а затем в громкий смех, при этом малыш двигает ручками и ножками. В общении у взросло­го усиливается речевой компонент, «разговоры» с ребенком продолжа­ются.

На третьем месяце существенным новообразованием является воз­никновение у ребенка потребности в общении со взрослым. Оно осуществляется уже по иницитативе самого ребенка (ищет взрослого глазами, ловит его ответный взгляд); в ответ на приветствие взрослого малыш выражает свою радость («комплекс оживления»). В общение включа­ются предметы и игрушки, оно становится более эмоциональным, со­держательным.

Взрослый задает малышу вопросы и сам на них отвечает. Это необ­ходимо для того, чтобы ребенок слышал разговорную речь: «Доброе утро, Сашенька, доброе утро, мой сынок! Как спал, мой малыш? Как спал, мой крепыш? Хорошо спал, хорошо!» В ответ малыш машет руч­ками и ножками, улыбается, взвизгивает. Его голосовые реакции стано­вятся разнообразными: громко смеется, произносит звуки «а-а», «э-э», «у-у», иногда «кх-кх» и др.

На четвертом месяце жизни ребенка самое главное приобретение заключается в развитии общения между ним и взрослым посредством речевых звуков. Изменяется характер звуков, произносимых малышом: вместо отрывистых, коротких (гукание) теперь преобладают протяжные певучие звуки, а позже появляются и первые слоги. При этом дети произносят звуки не только тогда, когда с ними разговаривают, но и в самостоятельной деятельности, сами упражняются, могут по своей ини­циативе затевать «разговор» со взрослым.

В этот период следует обеспечивать эмоционально положительное состояние ребенка, развивать слуховое восприятие и способность под­ражать звукам, поддерживать его голосовую активность, разговаривать с ним.

Решаются перечисленные задачи как в процессе проведения разных режимных моментов, так и в специальных играх и упражнениях.

Разговор с ребенком необходимо проводить очень эмоционально, в игровой форме, следует неоднократно повторять его имя (Катя, Катю­шенька, Катюша и т. п.), использовать рифмованные строки, песенки, потешки.

На пятом и шестом месяцах в общем нервно-психическом развитии ребенка происходят существенные изменения. Он много бодрствует, призывает взрослого к общению. В его инициативные обращения вклю­чаются разнообразные речевые звуки и движения. При приближении взрослого (или видя его на расстоянии), слыша его голос, малыш начи­нает лепетать, пытается подползти к нему, старается схватить его за лицо, волосы. После пяти месяцев, в период перехода от гуления к лепету, в самостоятельной деятельности наблюдается повышение голо­совой активности ребенка. Развивается первичное понимание — он начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и пони­мать их значение. Основной задачей и является развитие первичного понимания и активных голосовых реакций. В общении с ребенком сле­дует произносить различные слоги, сначала знакомые, затем новые, предлагать различные по звучанию игрушки, окликать его из разных мест комнаты, чередовать шепот с громкой речью. Главным условием развития речи остается эмоциональное общение.

Необходимо найти время для каждого ребенка (это касается прежде всего общественных учреждений), поддерживать его «разговоры», играть с ним. Играя, следует чаще повторять издаваемые ребенком звуки, произносить новые, причем делать это с разной интонацией (тише, гром­че). При этом желательно спеть песенку, похлопать в ладоши, поиграть пальцами и т. п.

Малыш будет внимательно слушать, следить за движениями губ взрос­лого и сам лепетать. При проведении игровых упражнений на развитие понимания речи взрослого как одной из ведущих задач после пяти-шести месяцев важно побуждать ребенка выполнять какое-либо дей­ствие («Дай ручку», «Покажи глазки» и т. д.), вместе с ним помахать рукой, поиграть погремушкой, погладить куклу и т. д. Необходимо вызы­вать звукоподражание, совместное произношение звуков, а затем и слов. Используются также вопросы («Где киса?», «Где часы?»), показ с назы­ванием («Вот киса... кс-кс», «Вот часы... тик-тик» и т. д.). При этом взрослому следует произносить не только отдельные звуки, но и слова.

Игры с ребенком повторяются ежедневно и не один раз. Продолжи­тельность игры будет зависеть от реакции ребенка, но должна быть не более 3—5 мин.

Прежде всего проводятся народные игры.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент