Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Игра "Зашагали ножки по дорожке" (с 1 года 2 месяцев)

Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе; учить ходить в одном направлении; вызывать удовольствие от общения со взрослыми; вселять уверенность в свои возможности.

Содержание игры. Взрослый встает на расстоянии 1,5—2 м от ребенка (затем расстояние можно увеличить) и ласково манит его к себе со словами:

Зашагали наши ножки                   Ну-ка, веселее, топ-топ.

Прямо по дорожке, топ-топ.          Это наши ножки, топ-топ,
Вот как мы умеем, топ-топ,           Шагают по дорожке.

 

Игра "Дождик" (с 1 года 2 месяцев)

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики де­тей), положив ладошки под щечку. Воспитатель говорит:

Дождик, дождик,                       Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,        Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                  Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.        Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножка­ми, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова воспитателя «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

 

Игра "Пролезь в обруч" (с 1 года 2 месяцев)

Задачи. Развивать умение лазать, ловкость; вызывать чувство радос­ти от общения со взрослыми.

Содержание игры-упражнения. Взрослый держит обруч вертикально и предлагает ребенку пролезть в него: «Мышка пролезла в норку». Взрослый поощряет ребенка: «Вот какая мышка ловкая!», пред­лагает повторить действия.

 

Игра "Великан" (с 1 года 2 месяцев)

Задачи. Способствовать развитию мышц спины; вызывать удоволь­ствие от общения со взрослыми.

Содержание игры. Взрослый берет какой-либо предмет, на­пример мишку, мячик и т. п. Держа его на расстоянии чуть выше вытянутой руки ребенка, предлагает малышу достать игрушку: «Покажи, Вовочка, какой ты большой!» Ребенок поднимается на носочки и дотя­гивается до предмета: «Вот какой большой Вовочка!»

 

Игра "Птичка" (1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев)

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать уско­ренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание   игры. Дети изображают птичек, сидя на корточ­ках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.                Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,               Улетела птичка - ай

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышка­ми-руками.

 

Игра "Передай мяч" (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его; раз­вивать внимание; поддерживать самостоятельность в действиях.

Содержание игры. Дети встают в круг и по сигналу взросло­го передают мяч соседу, называя его имя. Когда дети овладеют движени­ем, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро передай мяч Вове» и т. д.


Игра "Кошечка" (1 год 6 месяцев — 3 года)

 

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавлива­ется и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.

 

Игра "Шалтай-болтай" (3 года)

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый, дети делают повороты корпуса, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы:

Шалтай-болтай          Шалтай-болтай

Сидел на стене.         Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или подгруппой детей.

 

Игра "Зернышко" (2—3 года)

Взрослый говорит: «Посадили зернышки в землю» — дети садятся на пол, обхватывают колени руками. Взрослый продолжает: «Полил дождь, а потом засветило солнце. Стало зернышко прорастать, появи­лись росточки» — дети широко позевывают, медленно поднимаются, потягиваются, поднимая ручки-росточки вверх и поворачиваясь к сол­нышку. Воспитатель все действия выполняет вместе с детьми.


Игра "Холодно — тепло" (2—3 года)

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. Взрослый говорит: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на груди. На слова взрослого «Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются, обмахиваются пла­точками. Взрослый выполняет действия, а малыши подражают ему.

 

Игра "Шарик" (2—3 года)

Дети представляют себя воздушными шариками. Они постепенно наполняются воздухом, поднимая руки вверх и надувая щеки. Но вот шарик лопнул. Дети медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося звук «ш-ш-ш».

 

Игра "Часики" (3 года)

Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо-влево, произнося: «Тик-так, тик-так». Взрослый выполняет действия вместе с детьми.

 

Игра "Пузырь" (2—3 года)

Дети вместе со взрослым встают лицом в круг, взявшись за руки. Воспитатель говорит:

Надувайся, пузырь,       Оставайся такой,

Надувайся большой,         Да не лопайся.

Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш».

 


Игра "Найди предмет" (2—3 года)

Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п.), предвари­тельно рассмотрев его с детьми. Дети ищут спрятанный предмет по всей группе. Ребенок, нашедший предмет, получает право его спрятать.

 

Вариант игры.

Дети сидят на стульчиках. Один ребенок водит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова (имя водящего ребенка), поищи,

Поискать ее нам надо,

С нашей Таней попляши.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.


Игра "Тяжелый — легкий" (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить катать мяч; познакомить с понятиями «тяжелый» — «легкий»; развивать ловкость.

Материал. Мячи надувные, легкие диаметром 20—25 см; мячи набивные, тяжелые диаметром 20—25 см, весом 500 г.

Содержание игры.

Взрослый предлагает детям по очереди взять сначала тяжелый мяч, а потом легкий. При этом он обозначает словами свойство мяча: тяжелый, легкий.

Затем дети садятся около черты, обозначенной взрослым, и катят по очереди мячи, при этом произнося: «Тяжелый мяч, легкий мяч». Затем бегут за мячами.


Игра "Лови мяч" (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить бросать мяч двумя руками снизу в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельным дей­ствиям; поддерживать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры.

Дети стоят в круг, взрослый с большим мячом в центре круга произносит слова: «Миша, лови мяч!», «Ира, лови мяч!» и т. д. Ребенок, поймав мяч, бросает его взрослому.

Вариант игры.

Когда дети научатся бросать мяч в определенном направлении, ловить его, можно предложить бросать мяч друг другу (расстояние 1,5—2 м).


Игра "Волшебная палочка" (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять знание цвета; вызывать радость от игры.

Материал. Гимнастическая палка длиной 1 м, к которой привяза­ны ленточки разного цвета.

Содержание игры.

Педагог показывает детям волшебную па­лочку с ленточками. Уточняет с детьми, какого цвета ленточки, а затем предлагает поиграть с ними. Воспитатель медленно отходит от детей, пытающихся схватить ленточку. Можно догонять ленточки, передвига­ясь на четвереньках. В конце игры педагог высоко поднимает палку и предлагает детям достать ленточки.


Игра "Мой веселый, звонкий мяч" (2 года 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание   игры. Взрослый читает стихи:

Мой веселый, звонкий мяч,         Желтый, красный, голубой,
Ты, куда помчался вскачь?         Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».


Игра "Я люблю свою лошадку" (2—3 года)

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо­вать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих ло­шадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то, как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый по­ощряет их.


Игра "Прокати мяч" (2—3 года)

Задачи. Учить отталкивать мяч двумя руками, придавать ему нуж­ное направление; побуждать к самостоятельному выполнению движе­ний, выбору партнера; вызывать интерес к действиям с мячом.

Содержание игры. Дети садятся на пол друг против друга на расстоянии 1,5—2 м и катают друг другу мячи.

Вначале взрослый катит мяч детям, фиксируя внимание на том, что его надо толкнуть двумя руками.

Вариант игры. Дети сидят лицом в круг и прокатывают мяч по желанию от одного ребенка другому, называя имя: «Вова, лови мяч!» И т. д.

 

Игра "Проползи в воротики" (2—8 года)

Задачи. Учить детей ползать под предметами, не задевая их; по­буждать к самостоятельному выполнению движений; поощрять малы­шей за успешные действия.

Содержание игры. На расстоянии 4 м от детей располагается стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой. У стойки на полу лежит большой мат. На расстоянии 2,5 м от ребенка располагается ду­га — ворота. Взрослый предлагает малышу проползти на четвереньках под дугой, доползти до мяча, поднять его и положить в сетку.

Вариант игры. Можно расставить двое-трое ворот для включения в игру сразу 2—3 детей.


Игра "Мышки-трусишки" (2—3 года)

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; разви­вать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На сло­ва взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то раз, посмот­реть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мыш­ки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.

 

Игра "Птички в гнездышках" (2—3 года)

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассып­ную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвы­шения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной сто­роне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылета­ют из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» рас­крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

 

Игра "Снежинки кружатся" (2—3 года)

Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удоволь­ствия.

Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый го­ворит: «Вот снежинки спустились с неба на землю». Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!» снежинки поднимаются и кру­жатся вначале медленно. Взрослый говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого «Вот ветер стал утихать!» замедляют движение и присажива­ются на корточки.


Игра "Гуси" (2—3 года)

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вы­зывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совмест­ных действий.

Содержание   игры. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди гово­рят:

Взрослый. Гуси-гуси!

Дети. Га-га-га!

Взрослый. Есть хотите?

Дети. Да-да-да!

Взрослый. Идите ко мне!

Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш».

Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.


Игра "Зайчик в домике" (2—3 года)

Задачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

Содержание игры. Обручи лежат на полу — это домики зай­чиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспитатель хва­лит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»


Игра "Перелезь через бревно" (2 года—2 года 6 месяцев)

Задачи. Совершенствовать лазанье и умение преодолевать препят­ствия; развивать крупные мышцы туловища; развивать умение ориентироваться в пространстве; вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослым и сверстниками.

Содержание игры. Детям предлагают пойти в гости к зайчику. Взрослый объясняет, что, для того чтобы попасть к нему, надо пере­лезть через бревно. Дети перелезают через бревно, играют с зайчиком (прыгают, играют в догонялки), но вот приходит время возвращаться домой, и малыши опять перелезают через бревно. Игра повторяется 3—4 раза.

Вариант игры. За забором может жить медведь, собака, кошка и др. В зависимости от этого дети производят разные движения: ходят как мишка, ползают, прогибая спинку как кошка, и т. п.


Игра "Катится колобок" (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Развить крупные мышцы туловища; разгружать позвоноч­ник; вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

Содержание игры. Дети изображают колобков: они ложатся на ковер, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребенку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился колобок. Катится, катится, не дог­нать его».

 

Игра "Попади в обруч" (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 —1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент