Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

     В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из всего этого следует что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

ЦЕЛЬ: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.

ЗАДАЧИ:

Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение  или увеличение с практической, игровой целью.

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление

Организовать разнообразную, интересную деятельность направленную на сенсорное развитие детей.

ПЛАН:

Изучить специальную литературу по теме.

Проведение диагностики

Использование дидактических игр с математическим содержанием.

Вовлечение родителей в работу по ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгх действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Ход работы:

Изучение специальной литературы .

«Математика в детском саду» пособие для воспитателей детского сада Л.С. Метлина М. 1984

«Дидактические игры» пособие для воспитателя детского сада ФНБлехер М 1948г

«Дидактические игры-занятия в ДОУ» БН Панова Воронеж 2007

«Математика от 3 до 7»   ЗА Михайлова С-П «Акцидент» 1997

«Дидактические игры в детском саду» АК Бондаренео М Просвещение 1991

«Воспитание сенсорной культуры ребенка» ЛА Венгер М Просвещение 1988

«Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» АА Смоленцева М Просвещение 1987

«Веселая математика» МА Беженова Донецк «Сталкер» 2000

«Дидактические игры и занятия» ИА Лыкова

«Математика в детском саду» пособие для воспитателей    Новикова

«Занятия по ФЭМП» ИА Помораева ВА Позина М  Мозаика-Синтез 2006

Дидактические игры ЕВ Карпова Ярославль «Академия развития» 1997

И учеба, и игра: математика ТИ Тарабарина НВ Елкина Ярославль «Академия развития» 1997

Раз – ступенька, два – ступенька ЛГ Петерсон НП Холина М «Баласс» 2002

Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов

 Игры ,направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. В книги Лыковой «Дидактические игры и занятия»  написано о своеобразии дидактических игр, о их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей : игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, оценка или результат. Основная цель – решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача заложена в самом названии игры «Я начну а ты продолжи» (Счет) , «Что бывает такой формы», «Что бывает такого цвета» , «Волшебный мешочек» и т д  Чем игровые действия разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру : на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

     Играя с детьми в дидактические игры для обучения их основам математики я применяла такие виды  работы , как совместная игра-забава, выполнение  задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого, использовала такие приемы, как показ действий с предметами, обучение целесообразными действиям с данными предметами, прямой показ , показ с объяснением, словесное указание и конечно практические действия; наложения, приложения, ощупывания, группировки на два признака : величину – форму.

     В работе используем следующие виды деятельности с детьми:

Социально-организованная: индивидуальная работа.

Совместная: игровая деятельность с детьми, экспериментальная деятельность с детьми.

Самостоятельная: деятельность детей в свободное время по интересам в уголках.

     Играя с детьми учили их сравнивать материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Закрепляли умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различали и называли цвета и форму, заменяли название формы названиями соответствующих предметов: круг, квадрат и т д , различать и называть величину. В результате экспериментирования дети узнали что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя, что шар катится , а круг нет, из кубов можно строить, а из квадратов нет и т д.

     Знакомство детей с математическими понятиями происходит в обычной реальной жизни на обычных предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Математическое содержание включали в виды

деятельности детей : в игру, в рисование, в лепку, в труд, прогулку, приготовления к обеду и т д.

     Взаимодействие с родителями. Советы родителям как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны им. Оформление родительских уголков по теме дидактических игр. Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные) Например: советовали родителям обращать внимание детей на форму предметов в окружающим мире, их количество(часы круглые и тд), обращать внимание на цифры, провести дома игру «Принеси или покажи столько», игры со счетными палочками которые способствуют развитию мелкой моторики руки ребенка, в повседневной жизни  пользоваться словами «Измерить, померить, измерение», создавать ситуации , наталкивающие ребенка на измерение. Обратили внимание родителей на то, что знания , полученные в дидактических играх, необходимо закреплять в повседневной жизни.  Надеюсь что игровая деятельность детей станет активным средством воспитания и развития не только в детском саду но и в семье.

     Задания данные детям в занимательной форме дидактических игр усвоились быстрее, прочнее и легче. Источником познания детей является чувственный опыт. Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал – дидактические игры с математическим содержанием. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУППАХ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ

«НАЙДИ ЛИШНЮЮ ФИГУРУ»

Цель: Совершенствовать умение  различать и называть геометрические фигуры. Развивать внимание, мышление, память, воображение.

Ход игры:

Воспитатель поочередно показывает детям карточки с изображением геометрических фигур, предлагая рассмотреть их и спрашивает:

«Чем отличаются фигуры, чем похожи фигуры, какая фигура лишняя и почему»

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: шар, куб. Развивать внимание, мышление ,воображение.

Ход игры:

Воспитатель произносит:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат большие и маленькие кубы и шары разных цветов. Дети  определяют форму на ощупь, затем достают фигуры и называют их цвет.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»

Цель :Закреплять умение различать и называть части суток

Ход игры:

Воспитатель произносит предложения : «Мы завтракаем утром, а обедаем….. Мы встаем утром, а ложимся…..» и т.д.

Дети дополняют предложения, показывают карточки с соответствующим изображением частей суток.

«ЯБЛОКИ»

Цель: Уточнить пространственные отношения: между, посередине.

Материал: 3 картинки с изображением яблока: с одной стороны – белые, с другой – цветные.

Ход игры:

На доске три яблока разного размера – белой стороной к детям.

Воспитатель:: «Ребята, послушайте мою загадку:: Красное яблоко больше желтого. Желтое яблоко больше зеленого. Какое яблоко меньше всех» (зеленое)

Воспитатель переворачивает картинки цветной стороной, и дети убеждаются в том, что ответ найден верно.

- Какое яблоко посередине (желтое)

- Какое яблоко слева от желтого Справа от красного Справа от желтого. Между красным  и зеленым

«КАЧЕЛИ»

Цель: Уточнить пространственные отношения.

Материал: кубик и пластинка из набора строительного конструктора, 5 игрушек зверей.

Ход игры:

Воспитатель выставляет 5 игрушек зверей, например, Мишку, Лису ,Ежа, Зайку и Белочку.

- Ребята, кто стоит между Мишкой и Белочкой. Кто стоит между Мишкой и Ежом. А кто стоит посередине.

- Мишка и Зайка хотели покачаться на качелях. Давайте построим им качели.

Воспитатель берет пластину и кладет ее на кубик одним концом.

- Получились качели. Почему (неправильно положили пластину)

- Давайте попробуем по другому (кладет на кубик пластину другим концом) А теперь (тоже неправильно).

Воспитатель предлагает детям самим установить дощечку.

- Как получились качели  (Мы поставили дощечку так, чтобы кубик был посередине).

«НАЗОВИ ЦИФРУ»

Цель: Упражнять детей в счете

Материал: цифры от 1 до 4

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает цифры от 1 до 4. Ребенок должен назвать то число, которое ему показали, и следующее за ним.

     Если он отвечает неверно, присаживается, а сосед пытается дать верный ответ.

 Тот кто ошибся встает и повторяет правильный ответ. В игре каждый ребенок должен участвовать 2-3 раза.

«ИГРА С ПАЛОЧКАМИ»

На стол ставятся коробки со счетными палочками по числу играющих. По сигналу ведущего играющие должны правой рукой выкладывать по одной палочке из коробки, придерживая ее при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке, они убирают их обратно. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнил задание.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: учить сравнивать предметы по величине, отражая в речи результат сравнения.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит:»Ручеек узкий, а река….» «Широкая»,- отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю.

     Задания могут быть самыми различными, например такими: дом низкий, а башенный кран высокий; ветка тонкая, а дерево толстое; гольфы длинные, а носки короткие; стул большой, а стульчик маленький и т.д.

«КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Материал: разные игрушки

Ход игры:

Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Затем воспитатель говорит:

- Направо пойдешь – куклу найдешь; налево пойдешь – зайчонка найдешь; вперед пойдешь – мышонка найдешь; назад пойдешь – мячик найдешь. Куда пойдешь.

Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает куда пошел и где ее нашел.

Игра повторяется 4-5 раз со сменой играющего.

Поиск

 

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент