Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Программное содержание: углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни – верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.

Материал: Карта мира, картинка верблюда, одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, песок, деревянные палочки, пробки, прозрачные латочки, зеркало на каждого ребенка, указка, пищевая пленка, стакан с водой.

Ход НОД

- Ребята, посмотрите, что это у нас на ковре. Может это подсказка, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Посмотрим что это.  Что же с ними нужно сделать? (Ответы детей. Собирают картину из частей). Молодцы, у вас получилось. Да здесь еще и надпись, а ну-ка прочитайте что написано. (Дети читают)

Пустыня – от слова «пусто». Интересно, какая она? Почему она на картинке жёлтого цвета? Кто там живёт? Что там растёт? Холодно там или тепло? «Где же обо всём этом узнать? » (Дети высказывают свои версии, где и как можно узнать о пустыне)

- Узнайте эти растения и животных в загадках:

Сверху камень, снизу камень,

Четыре ноги и одна голова. (Черепаха)

Вьется веревка. На конце головка.

Та веревка шипит, подходить не велит. (Змея)

Удивителен на вид – весь в шипах,

Но не шипит. (Кактус)

Она, как змейка, в песках мелькает.

Хвостом виляет. Если хвост оторвется –

Другой наживется. (Ящирица)

Беседа о пустыни. (Показываю на карте мира пустыню. Дети рассказывают о климате пустыни)

Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь. Иногда дуют сильные ветра. А вы знаете, что такое песчаная буря?

Вы думаете, что когда дует сильный ветер и поднимает песок. Верно, это так или нет, мы проверим.

Опыт «Возникновение бури»: Для проведения опыта разделитесь на пары мальчик-девочка. (Подходят к столам) Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь. (Ответ детей. Проведение опыта).

- Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

- Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

Опыт «Что происходит с водой в пустыне»: возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

- Ну раз вы все знаете, загадаю я вам загадку. Как вы думаете, о каком животном здесь говорится?

Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.

И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,

Что спасает от зноя и жажды меня. (Верблюд)

Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами.

Самое замечательное у верблюда – его горбы. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут болтаться.

- Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне? (Версии детей) Давайте проверим. Мальчики, раздайте баночки с песком. (Подходят к столам)

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»: возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? (У детей ёмкости с песком. Короткие палочки. С одной стороны надеты пробки). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

- Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды. (Версии детей) А в этом на поможет еще один опыт.

Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»: предложить детям подышать на зеркальце.(Зеркальце затуманилось). Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

- Ребята, что нового и интересного вы для себя узнали? (Ответы детей).

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество