Возрастная категория: младший дошкольный возраст.
Цель.
Познакомить детей с понятиями город и деревня.
Учить детей находить различия между городом и деревней.
Активизировать речь и словарь детей (асфальт, заасфальтированная, песчаная, одноэтажный, многоэтажный, светофор, трактор и т.д.).
Закреплять у детей аппликационные навыки.
Развивать творческое воображение.
Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции.
Создавать эмоционально-благоприятную атмосферу на занятии.
Материал.
Игрушка «Хрюша».
Картины с изображением города и деревни.
Два ватмана с композицией, на которой изображены город и деревня без домов.
Магнитофон с музыкой «Звуки природы».
Заготовки для аппликации домов (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Предварительная работа.
Беседа с детьми на тему: «Наш город», с рассматриванием соответствующих иллюстраций.
Беседа с детьми на тему: «Деревня», с использованием иллюстраций.
Аппликация на тему: «Дома города и деревни».
Ход занятий
Сюрпризный момент. Стук в дверь появляется «Хрюша» и здоровается с гостями и детьми.
Воспитатель:
– Ребята, скажите, где мы с вами живем? (В Москве.)
– А Москва — это что? (Город.)
– Посмотрите на эту картину. (Показывается картина с изображением города.)
– Что изображено на картине? (Город.)
– А как вы догадались? Может быть, это деревня? (Предположения детей.)
Давайте внимательно рассмотрим эту картину.
– Что вы на ней видите? Какие дома? (Многоэтажные.)
– Что вы видите еще? (Заасфальтированная улица, она широкая, по улице едут машины, автобусы.)
– А что еще есть в городе? (Предположение детей.)
А теперь посмотрите на эту картину. (Показывается картина с изображением деревни.)
– Это город? (Нет.)
– А что это? (Деревня.)
– А как вы догадались, почему это не город, что здесь другое? (Одно- и двухэтажные дома, улица не заасфальтированная, много зелени, лес, на улицах нет машин, есть только специальная техника, на которой работают в полях.)
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Я начну говорить, а вы продолжите:
В городе многоэтажные, высокие дома, а в деревне ...? (Одноэтажные, низкие.)
В городе много улиц, а в деревне ...? (Мало.)
В городе мало зелени, а в деревне…? (Много.)
В городе много магазинов, а в деревне…? (Мало.)
В городе есть светофоры, а в деревне…? (Нет.)
В городе много разного транспорта, а в деревне…? (Мало.)
В городе мало домашних животных, а в деревне…? (Много.)
Ребята, а вы знаете, что я волшебница? Сейчас я вас буду превращать в строителей, только вы мне будете помогать. (Под медленную музыку, дети выполняют движения.)
Раз, два, три, четыре, пять, (качают руки над головой)
Начинаю превращать. (качают и вращают руки перед собой)
Вы ребята покружитесь, (кружатся в одну и другую стороны)
И в строителей превратитесь (останавливаются).
Теперь мы с вами настоящие строители. Сейчас подойдем и рассмотрим другие картины. Дети рассматривают картины и определяют: Где город? Где деревня. Чего здесь не хватает? (Домов.)
Аппликация.
– А сейчас мы разделимся на две подгруппы: одна группа строителей будет строить дома в городе, а другая – в деревне.
(После аппликации дети рассматривают картины, с построенными домами.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой красивый город, и замечательная деревня у нас получились. Сегодня мы с вами узнали, что люди живут и в городе и в деревне. Что в городе много улиц с высокими многоэтажными домами, много разного транспорта. А в деревне – улиц мало, дома невысокие, много деревьев, но мало транспорта.
А сейчас мы с вами пригласим гостей посмотреть на то, что мы с вами построили.
(Дети вместе с гостями рассматривают картины.) А «Хрюша» сегодня останется в садике и немножко с вами поиграет.