Раннее развитие

Развитие речи

 

 

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Может, и практика это доказывает. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (Ф.А.Сохин).

Базируясь на произведениях художественной литературы, мы создали целую систему занятий по обучению детей пересказу. В основу были положены произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того, природа является частью мира ребенка. И он ее должен правильно понимать и осознавать. При знакомстве с природоведческой литературой дети приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.

Почему мы выбрали пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.П., Бородич A.M., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.) Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, середине и конце учебного года и заносить в специальный протокол. Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связной. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.


В этом разделе сайта, в высыпающемся меню, вы найдете конспекты занятий по обучению детей разных возрастных групп пересказу, описание разных методических приемов и протоколы.

 

 

Поиск

 

Физкультура

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент