Раннее развитие

Развитие речи

 

 

Какие задачи в развитии ребенка стоят перед взрослыми?

Содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, замечать самое характерное в их внешнем виде.

Развивать умственные способности ребенка при установлении эле­ментарных причинно-следственных связей между уходом и жизнью растения.

Воспитывать у детей гуманное отношение к живому (комнатные растения бесценны, неприкосновенны уже только потому, что это еще одно прекрасное проявление жизни). Вместе с чувством удивления, восхищения развивать у детей первые эстетические представления.

Учить малыша заботиться о растениях, знать их потребности.

Подробнее...

 

Программа «Кроха» напоминает родителям и педагогам о принци­пиально важном: восприятие красоты растений, понимание их как жи­вых существ развивается у детей под влиянием взрослых.

С чего же начать? Заведите дома или в группе растения, красиво и долго цветущие: бальзамин, бегонию вечноцветущую, герань, фуксию. Эти растения помогут привлечь и удержать еще не очень устойчивое внимание малыша. Интересны малышам растения с яркой декоратив­ной листвой, спешащие разворачивать один лист за другим. Это добрый великан-фикус с темными глянцевыми листьями, монстера с прихотли­во изогнутым стволом и громадными листами в прорезях. Хорошо по­местить в этом уголке и «фотопортреты» зеленых друзей в пору цвете­ния — каким радостным будет ожидание цветочков!

Малыш учится, подражая нам, взрослым. Поэтому так важно, что­бы мама, бабушка, воспитатель на глазах детей сами замечали все изме­нения, происходящие в жизни растения, выражали свои чувства, попут­но сообщая необходимую информацию. Пусть кроха увидит вашу забо­ту о комнатных растениях, интерес к ним. Важно вместе с ребенком почаще подходить к растениям, каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.

Подробнее...

 

Мама стоит у окна и негромко, но отчетливо произносит: «Какое красивое растение!» Она обращается к малышу: «Для нас с тобой распу­стились цветы. Какого они цвета?» Рассматриваем цветы, предлагаем понюхать и вместе с малышом ласково называем растение — «бегония». В конце наблюдения еще раз любуемся и отмечаем: бегония радуется солнышку и нам с тобой!

Во время наблюдения мы используем различные приемы. Одним из них может быть художественное слово. Музыка самого стихотворения, точно найденного слова, образные выражения способствуют привлече­нию внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, следовательно, способствуют развитию их наблюдатель­ности.

Когда у ребенка есть запас впечатлений и он уже знает некоторые из живущих у нас растений, можно предложить для наблюдения новое растение и сравнить его с прежним по 1—2 признакам (цветет — не цветет, большие — маленькие, шершавые — гладкие листочки).

Подробнее...

 

После наблюдения за розой, роль цветка берет на себя взрослый. Как выразить себя в этой роли? Красиво сложите над головой руки-ле­пестки «Я расту! Я расцветаю!» — и медленно вставайте, раскрывая ле­пестки. Затем эту роль выполняет малыш. Принимая на себя роль рас­тения, он отождествляет себя с этим растением.

В группе можно предложить сначала девочкам быть цветами, а мальчикам — дождиком. Дождик можно изготовить из целлофановых ленточек, размахивая которыми можно имитировать дождь. Затем дети меняются ролями.

Подробнее...

 

Стремление ребенка изобразить интересные для него предметы и явления природы, впечатления от них постепенно (примерно к 2 годам) становится одним из мотивов рисования.

Нарисуем вместе с ребенком то, что наблюдали. Для этого предо­ставим детям необходимый материал и попробуем использовать не­обычную технику рисования. Это усилит интерес к предстоящей увле­кательной деятельности и вызовет желание тут же попробовать новый способ изображения.

Можно с малышом нарисовать бегонию. Горшок вы сделаете сами аппликационно, а листья-ладошки рисуют дети. Длинные стебли нари­суете после того, как листья-ладошки зазеленеют на большом-большом листе.

Можно нарисовать и герань совместно с взрослым — малыш рисует кисти цветов тычком (палочка с плоским срезом желаемой формы, в данном случае — круглым), а взрослый рисует кашпо и стебель.

Подробнее...

 

Содержание коллекции могут составлять небольшие природные объекты: камешки, ракушки, экспонаты растительного происхожде­ния — шишки, семена и сухие плоды, например каштаны, разнообраз­ные орехи, причудливые корешки и т. п. Все зависит от вашей наблю­дательности и природного окружения. Близкие малыша охотно помогут в создании коллекции в детском садике. (Однажды молодая мама при­несла в группу красивый недорогой самоцвет, приобретенный на вы­ставке; дедушка другого мальчика — блестящий кусочек антрацита; старшая сестра Танюшки — кусок пемзы с далекого южного моря... Пусть и у вас появятся свои интересные и трогательные примеры по­добного сотрудничества с близкими ребятишек.)

Материал коллекции может быть систематизирован по принадлеж­ности к объектам живой и неживой природы, по сенсорным признакам (цвет, форма, размер, вес и пр.).

Подробнее...

 

Игры с однородными предметами

«Самый - самый»

Игра хороша для зимних долгих вечеров.

Цели игры. Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость. Учить дейст­вовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: размеру и весу, цвету и фактуре (в зависимости от своеобразия предмета). Разви­вать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм с кол­лекционным материалом.

Подробнее...

 

Подружимся с орангутангом!

Игрушка не должна быть очень крупной. Маленьких детей, как правило, она напугает. Если же вам все-таки подарили огромную игрушку — специально подружите ребенка с ней. Покажите ее слабые — разумеется, в сравнении с ребенком — стороны, чтобы кроха по­чувствовал уверенность в общении с ней.

Филюше (ему два года шесть месяцев) подарили черного орангутан­га, который и сидя был на голову выше маленького хозяина. Лицо иг­рушки-обезьяны было бесстрастно, но именно поэтому мальчику каза­лось, что она сердится; ребенок даже боялся ходить мимо нее. Мама решила проблему просто: «Филюша, ты так хорошо лазаешь по гимна­стической стенке, а можно я обезьяну Дашеньку поучу тоже?» (Дав лас­кательное имя, мама сделала первый шаг: это обезьяна-девочка — зна­чит, не такая уж и страшная.) Разумеется, Дашенька оказалась трусиш­кой. Она с громким плачем просила снять ее сверху, неуклюже падала, капризничала... Филюша по просьбе мамы показывал, как надо пере­хватывать руки и ставить ноги, а еще через несколько минут подсажи­вал упрямицу и давал советы. Уставшей обезьяне и Филюше мама пода­ла чай, во время которого мама с сыном знакомили Дашеньку с други­ми игрушками — она стеснялась и пряталась за Филюшу, который успокаивал Дашеньку, как мог...

Подробнее...

 

Самые симпатичные звери не помогут ребенку занять себя, если мы не научим его играть. Полезно показать ему игры-импровизации с об­разными игрушками. Потом он с удовольствием повторит их и сам нач­нет импровизировать. Но для нас важно не только это. Ребенок может еще на один маленький шаг приблизиться к миру природы, ощутить симпатию и интерес к живым существам и их загадочной жизни.

Как играть? В каждой семье есть мишка или слон, лошадка или зайка... Игру строим как импровизацию с игрушкой. Взрослый сначала говорит, иллюстрируя действиями увлекательный рассказ, незаметно втягивая в игру маленького слушателя-зрителя.

Предлагаем несколько общих рекомендаций.

Звери должны «вести себя адекватно». Мишка любит мед, ходит вразвалочку, живет в лесу; зайка ест траву и веточки (не морковку! та­кую роскошь могут позволить себе только кролики). Если слон — ге­рой игры-истории, — то он живет далеко, где жарко, любит купаться...

В игре показываем не совсем диких зверей, а чуточку очелове­ченных: они разговаривают, играют, дружат, приближаясь к миру ре­бенка.

Подробнее...

 

Игрушки становятся родными и близкими детям, с ними связано много переживаний. Дети придумывают игрушкам ласкательные и за­бавные имена. А взрослые с ними соглашаются. Наши малыши тоже придумали смешные имена.

Знакомьтесь, Тутя и Цака. Имен страннее и необычнее вы не отыще­те. Откуда взялись? Из отжившей век шапки, из наволочки, из обрезков искусственного меха и плотной гладкой ткани, из шкатулки с пуговица­ми, а главное — из мира фантазии. Строгий педагог назовет их по-науч­ному: «Игрушки без выраженных реалистических признаков». Как же они выглядят? Как вы пожелаете. Округлое туловище, глаза и лапы. Может, у Туги рожки? Мордочки, точнее рожицы, приветливые у обеих (хотя, воз­можно, с тремя или одним глазом) — прямо на туловище без головы.

Подробнее...

 

«Ай, да теремок!»

Фасад из цветного картона вы вырежете за несколько минут — не забудьте, что окошечко должно быть настоящим, осторожно прорежьте его лезвием. Теремок не упадет, если вы прикрепите скотчем на оборо­те опору-язычок, как в рамках для фото. Кто-то будет с большим инте­ресом наблюдать за вашими действиями, ожидая увлекательного про­должения... Ваши игрушки очень крупные для настольного варианта? Тогда в теремок превратится детский стульчик (конечно, интереснее, если он — хохломской).

Ребенок-зритель превращается в участника после появления одного-двух персонажей с повторяющимися репликами. «Скажи, Костя: „Тук-тук-тук, кто в теремочке живет?" Ты будешь вот этот Волчок - Се­рый Бочок. (Мама дает в руки игрушку.) Давай вместе скажем...»

Подробнее...

 

Предлагаем изготовить тематическое панно со съемными деталями на кнопках, застежках - велкро и играть с малышом и его маленькими друзьями. На голубом фоне из синтетической или хлопчатобумажной ткани, натянутой на фанерный или картонный прямоуголь­ник, — грустная-грустная киска. Это плоскостное изображение (при­крепленное статично) из пушистого синтетического меха; на мордоч­ке — накладка с грустной гримаской (накладка съемная). По всей комнате (не без вашей помощи) уже разбежались-попрятались котятки. Они тоже плоскостные, но их можно приклеивать на липучку, застеги­вать на кнопки (каждый котенок пристегивается на 1—2 кнопки). Их места — вокруг мамы-кошки.

Размеры панно могут быть различными. Удобный и достаточно компактный размер 40 х 70 см. Можно выпол­нить Панно на красивом горизонтальном овале станет украшени­ем жилища. Позаботьтесь только о том, чтобы чехол был на основе и легко снимался для стирки.

Подробнее...

 

Эта игра напоминает складывание разрезных картинок — своеоб­разной мозаики, только очень крупной и мягкой. Детали мозаики — на кнопках, пуговках, липучках.

Представьте себе панно с основой, выполненной аналогично пре­дыдущему. На малиновом фоне выделяется очень крупное (статичное несъемное) изображение щенка. Оно занимает левую половину фона.

Взрослый сообщает: «У Белолапика есть дружок — братик - Чернохвостик; совсем такой же. Давайте поищем его в коробке. (Коробка плоская и широкая, все детали лежат отдельно.) Вот я нашла брюшко и хвостик (одна цельная заготовка). Найди спинку, она, как у Белолапика, чер­ная».

Подробнее...

 

Можно сделать небольшие шнуровки и пуговичницы, дающие воз­можность малышу позаботиться о ближнем — попонки на кнопках для маленьких зябких собачек или одну большую на шнуровке для слона, для овчарки Жужи — большой ошейник на пуговках. Не потеряется Жужа в ошейнике.

Может быть, вас заинтересует такой вариант: на панно съемная туч­ка с дождем (пришитые тонкие веревочки или сплетенные крючком в технике макраме шнурочки с добавлением люрексной нити). Тучка кре­пится на застежки. «Ой-ой-ой, какой дождь хлынул!» Гуляющая под дождем Белочка (а может быть, Мышка?) открывает зонтик (верхняя часть зонта отстегивается и может заменяться на раскрытый вариант). Скорее поможем Белочке открыть зонтик. Мы желаем успеха неумелым пальчикам и вашим добрым начинаниям!

Подробнее...

 

Повесьте кормушку на ветку или положите сало (несоленое!) на балконе на поддон — синички будут прилетать очень часто.

«Посмотрите, дети, кто прилетел на обед? Синичка! Что она делает? Быстро-быстро клюет. Какой тоненький клюв! А вот еще одна синичка. Синички не ссорятся. Вместе клюют. Погляди-ка, первая синичка пе­ревернулась вниз головой и не падает. Почему? Да, коготками держится и не боится. Хорошо, что синичкам есть, где покушать...»

Если малышу меньше двух лет, больше рассказывайте ему, по воз­можности активизируйте речь ребенка. В 2—2,5 года малыш может от­ветить на несложные вопросы, более пристально всматриваясь в инте­ресное за окном. Развитому крохе можно предлагать даже такие вопросы, как «почему?», «для чего?» и т. п., развивающие у малыша умение делать простейшие умозаключения.

Подробнее...

 

Вы хотите поглядеть из окна на кошку, а киски все нет и нет... Если в вашем детском саду живет кот, просто пригласите его угоститься под ваше окошко. Няня выносит кошку, и воспитатель зовет ребятишек: «Глядите! Кошка! Что она делает? Да, тетя Юля ему колбаски дала. А как он ест? Лапой держит и отрывает зубами по кусочку, а сам огля­дывается — вдруг, кто отнимет, вот смешной!»

Воспитатель предостав­ляет детям самостоятельно полюбоваться бело-рыжим красавцем, по­ощряет и комментирует их высказывания, а потом негромко с улыбкой декламирует потешку: «Как у нашего кота шубка очень хороша, как у котика усы — замечательной красы. Зубки — белые, глазки — смелые».

Подробнее...

 

Даже осенью и весной можно наблюдать насекомых с наружной стороны окна, на подоконнике... Спокойно понаблюдайте за мухой или бабочкой. Часто насекомые оказываются в комнате и бьются о стекло. Если вы хотите вырастить толерантного к миру человека, покажите пример гуманности — отпустите пленника (не убивайте и осу — просто прихватите тряпочкой). Если насекомое попало между окон — выпу­стите его.

Подробнее...

 

Ребенок с удовольствием наблюдает из окна и за людьми. Это заме­чательная возможность продемонстрировать сезонные явления приро­ды. Покажите людей, спешащих с зонтиками, — ребенок сам догадает­ся: дождик идет. А если так, предложите поискать зонтик, резиновые сапожки: гулять прямо под дождиком в теплую погоду — чудесный сюрприз для крохи! Если зонтиков не видно, люди одеты легче и яр­че — значит, хорошая погода сегодня...

Сборы на прогулку могут сопровождаться стихами и прибаутками, строчками из детских песенок, например: «Дождик-дождик, кап да кап, ты не капай сильно так!» Если мы наблюдаем солнышко, можно сразу предложить подумать, кто еще ему рад. Воспитатель обращается к де­тям: «Да, и голуби, и галки радуются. Гуляют на солнышке. А вы хотите погулять? А что мы наденем? Курточки, шапочки. А зонтики возьмем? Конечно, нет, солнышко светит!»

Подробнее...

 

Морозным днем или осенним вечером к неописуемой радости ма­лыша вы двигаете песочек и ставите на разостланную клеенку. Ни в коем случае не ругайте кроху за возможный беспорядок, а играйте с ним вместе, ласково подсказывая, как сыпать песок, чтобы он не летел, куда не надо (одновременно показывайте, как надо делать правильно).

Вот маленькие правила, которые помогут не сыпать песок в глаза и по комнате:

Не поднимай совочек выше головы — песок посыплется на тебя и на маму.

Не надо подбрасывать песок — в глаза попадет.

Пусть наши формочки, коробочки и игрушки стоят на клеенке. Машине тоже не надо уезжать с нее, а то в доме станет некрасиво. Ты догадался, почему?

Хороший куличик получился! Только не ломай его с размаху — песок полетит на тебя и на меня. Погляди, как я тихонько похло­пала сверху — и можно новый куличик делать.

Подробнее...

 

С наступлением лета (подробно о лете — во второй главе), закроем и уберем тазик с песком и пойдем на улицу. Там тоже есть песочница. Вы отправились на прогулку после короткого июльского дождя. На ас­фальте, в лужах — дождевые червяки. «Ой, кто это?» Малыш удивлен и слегка робеет, а мама или педагог дают возможность самостоятельно рассмотреть эту печальную картину. Взрослый объясняет ребенку: «Это дождевые червяки в беду попали. Вода кругом».

Сегодня всюду ручейки,

И горько плачут червяки:

«Вода все норки залила

И выгнала наружу,

А наверху — ну и дела! —

Кругом асфальт и лужи!»

Подробнее...

 

Литература должна идти рука об руку с впечатлениями ребенка, а иногда и убегать вперед, в сторону, за горизонт, приоткрывая еще не­ведомое, увлекая за собой... Прежде всего, это поэзия. Веселые и мело­дичные стихи А. Прокофьева, А. Барто, Н. Квитко, проникнутые неж­ностью строки Е. Благининой, Э. Мошковской, жизнерадостные и под­линно экологические — Ю. Мориц и, конечно же, наши любимые произведения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. (Их читают уже чет­вертому поколению малышей!)

Прочитайте ребенку «Кисоньку» Н. Квитко — сколько любви к ма­ленькому существу в этом стихотворении! А кто это расположился на лу­жайке и слушает маленького музыканта в «Скрипочке»? Сколько симпа­тии к медведю, который наконец-то смог спать: «Кончились трево­ги — спит в своей берлоге...» Целая драма о жуке, унесенном бурей и спасенном мальчиком... Не считайте эти стихи из старых сборников ар­хаичными или устаревшими: на подлинную литературу не распростра­няются такие понятия — спрашивайте книги Н. Квитко в библиотеке.

Подробнее...

 

На полке — стопка книг в ярких обложках, новеньких и пахучих... Постарайтесь, чтобы эти книги стали для ребенка чем-то очень дорогим и значимым. Как этого добиться?

Прежде всего, демонстрируйте свое собственное уважение к книге. Даже в спешке не обращайтесь с ней грубо или небрежно — малыш за­мечает и впитывает все.

«Рады познакомиться!»

Перед началом чтения покажите ребенку, где книжкин домик для его детских книжек (полочка), где домик для маминых и папиных книг (стеллаж), объясните, что у книги есть обложка, листочки, расскажите, откуда и как мы начинаем читать и смотреть картинки... «Кладем об­ложкой кверху и глядим: картинки правильно лежат, не переверну­ты — значит, можно открывать и смотреть, перелистывать, не пропус­кая страницы». Покажите закладку, объясните, для чего она. Пусть за­кладка будет красивой — это тоже часть культуры чтения. Можно смастерить ее с малышом.

Подробнее...

 

Ни одной маме не надо подсказывать, чем полюбоваться осенью с малышом. Красота золотой осенней поры доступна даже совсем ма­ленькому ребенку. Программа «Кроха» предлагает покружиться, потан­цевать с большим ярким листом в руках; послушать и посмотреть; со­ставить букет... Сколько возможностей для развития сенсорики, чувств, речи, движений, воображения и т. п. Называйте листья и подбирайте их по цвету; послушайте, как по-разному шумят листья — на деревьях от ветра и на земле под ногами... Не ограничивайте возможности малыша в разнообразных действиях: собирать и подбрасывать; побегать под де­ревьями, шурша листочками; дать погладить, потрогать, даже поню­хать... Эти впечатления будут особенно полезны для малыша, если вы будете сопровождать его и свои действия словами.

Подробнее...

 

Во время наблюдения за птицами осенью фиксируйте внимание на действиях, движениях, повадках. В этом случае дети более легко и осоз­нанно выделяют внешние признаки, особенности животных. Осенью в опустевшем парке мы часто встречаем синичку. Рассмотрите, как цепко ухватывается она за шершавую кору, передвигаясь то вверх, то вниз. За­тем покажите ребенку, какие тоненькие ноги у птички и острые когот­ки на них, которыми она цепляется за кору деревьев. «Погляди, синич­ка наклоняет головку, быстро опускает свой тонкий-тонкий клюв в тре­щинки, щелочки. Что она ищет там? Она ищет мошек себе на обед. Все мушки, все козявочки спрятались от холода кто куда. Бедной синичке трудно искать еду...» Рассмотрите и опишите вместе с ребенком наряд синички. В таком познавательном наблюдении-беседе (с выраженным акцентом сочувствия, симпатии к маленькой птичке) маленький друг природы вместе с взрослым с большим интересом устанавливает связи в природе, необходимые для его интеллектуального развития («коготки, чтобы не упасть»; «мошки спрятались в щелочки — от холода»; «клюв тоненький, чтобы в щелочку пролез»...). Подобные беседы доступны крохе трех лет. Ребенку полутора-двух лет просто покажите птичку, ее передвижения по стволу; ласково назовите ее (кстати, часто можно на­блюдать синичку прямо на кирпичной кладке стен).

Подробнее...

 

Вместе с куклой собираемся на прогулку. Почему бы прямо сейчас не начать интересный разговор с куклой Катей, который поможет де­тям выяснить отдельные свойства снега? Взрослый обращается к кукле: «Нет, Катя, по полу твои саночки не покатятся». (Сажает куклу в санки и везет по полу раздевальной комнаты, делая вид, что это очень тяже­ло.) На улице малыши катают куклу по раскатанной снеговой дорожке. Воспитатель говорит: «Хорошо Кате кататься! А почему легко везти санки? (Ребятишки в затруднении. Предложите им потрогать снежок.) Какой снежок здесь — на дорожке?» (Твердый — радостно догадывает­ся кто-то.) Взрослый берет за ручки ребенка и тихонько везет его по снегу (галоши на валеночках скользят очень хорошо). Воспитатель продолжает: «Как легко скользил Саня по снегу! Значит, снег — скользкий». Обращается к кукле: «Катя, поняла, почему нельзя по полу на санках кататься?» Кукла Катя отвечает: «Да! Пол не скользкий и не такой гладкий, а снежок — гладкий и скользкий».

Подробнее...

 

Во дворах, парках и на детских площадках зимой возводят искусст­венные горки, деревянные или снеговые: будьте осторожны!

Правила для осмотрительных взрослых.

Если у горки нет бортика на верхней площадке — не ставьте, а сразу усаживайте ребенка наверху; скатывайте, придерживая его.

Не разрешайте ребенку съезжать в группе детей или стоять на верх­ней площадке. Эти горки рассчитаны, как правило, для детей более старшего возраста и для малыша опасны. Направляйте скольжение ма­лыша и будьте готовы подхватить его.

Опасно кататься стоя. Берегите ребенка от травм!

Подробнее...

 

Ваш ребенок обязательно обратит внимание на кошек, собак на снегу.

Ласково удивитесь их повадкам: собака резвится с мячиком или но­сится с палкой по сугробам; проказница-кошка подкрадывается к голу­бям, но они с шумом взлетают... А вот около занесенной снегом песоч­ницы играют в догонялки котенок с пушистой мамой-кошкой! Рас­смотрите, опишите действия, движения зверьков. Покажите грацию, красоту животных.

Доведите до ребенка очень важную мысль: зимой может быть хо­лодно не только людям.

Привлеките внимание к животным, которые хотят попасть в дом.

Подробнее...

 

Мы наблюдаем за деревьями в любое время года. Программа «Кро­ха» много и интересно рассказывает об этом.

Можно включить в наблюдение игровые приемы. Наши куклы и иг­рушки придут в этом на помощь.

Воспитатель: «Я посадила зайку под березу. Ну-ка, отыщите скорее зайку! Молодцы, быстро отыскали бере­зу, под которой он сидит. Береза беленькая, а веточки у нее тон­кие-тонкие. А где же мишка? Мишка сидит под елочкой — зеленой, ко­лючей. Ищите, ищите елочку! Белочку я посадила на тоненькую рябин­ку — она вся в красных ягодках. Где рябинка?»

Подробнее...

 

Программа «Кроха» рекомендует активно знакомить малыша с ми­ром растений. Мы останавливались на том, как наблюдать за деревьями зимой. Но, конечно, самая благодатная пора для общения с «прекрас­ным живым» — весна и лето.

Что дают маленькому ребенку такие «зеленые встречи»?

Сенсорное развитие ребенка в раннем возрасте — это основа буду­щего интеллектуального развития. «Впечатления особенно важны в развитии ребенка раннего возраста», — подчеркивает программа «Кроха». Дети получают необходимые сенсорные впечатления: запахи и краски цветов, форма и вкус плодов, шероховатость стебля и гладкость листа...

У ребенка развивается познавательная активность, пробуждается живой интерес к окружающему, он приобретает новые знания.

Подробнее...

 

Программа «Кроха» рекомендует наблюдать насекомых; пусть дети «учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие осо­бенности». А что мы еще делаем, наблюдая стрекозу или бабочку?

Развиваем познавательную активность и реалистические представ­ления о природе. Развиваем чувство прекрасного. Развиваем связную речь, обогащаем словарь малыша.

Самое главное — формируем гуманное отношение к насекомым, как к существам, имеющим право жить так, как они хотят, со своими желаниями и своими делами...

Кого из этих созданий мы покажем малышу? Не спешите перегру­жать маленького исследователя обилием названий; с кем из «мира бес­словесных» вы можете знакомить, зависит и от возраста и развития крохи, и от вашего природного окружения.

Подробнее...

Поиск

 

Физкультура

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент