Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.    Наблюдая за детьми 4-го года жизни, я выявила, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым.

 

 

Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.  В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 2-ой младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагога, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

 *Формирование нравственных представлений на примере анализа   конкретных ситуаций и поступков сказочных героев;

 *Развитие способности оценивать свои поступки на основе анализа поведения литературных героев;

 *Развитие умения использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, т.е. создавать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений, воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты

Гипотеза исследования: я предполагаю, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации.

Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

*Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

*Разработка методических рекомендаций.

Методы исследования:

Теоретические:

*Знакомство с историческими справками по данной проблеме.

*Моделирование.

*Обобщение справочного материала по данной проблеме.

Практические:

*Изучение методической, педагогической, психологической литературы по теме.

*Изучение и анализ нормативных документов о дошкольном образовании.

*Педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

*Обобщение передового опыта на педсовете.

Учитывая тот факт, что в каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок», необходимо помочь ребенку понять, в чем он заключается, прояснить его суть, т.е. понять главный смысл сказки, тем самым заложить в душе и сознании маленького слушателя и читателя определенные моральные установки. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки разных типов, писателей разных стран, благодатный материал для занятий с детьми. Каждую сказку можно читать многократно. Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая и от нее нельзя ждать немедленного результата. Наиболее приемлемые советы я почерпнула из таких книг, как: Н.В.Дуровой «Очень важный разговор», С.И.Семенаки «Уроки добра», Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой», О.С.Жуковой «Игры со сказками», Г.Н.Жучковой «Нравственные беседы с детьми», М.А. Хаткиной «Веселые уроки кота Этикета», Е.Синициной «Умные сказки».

Во второй младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных моральных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным), необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать».

В нашем детском саду я использую мини-беседы, например, после чтения сказки «Репка» можно предложить детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились»), а в заключение беседы подвести детей к пониманию правила: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно». После чтения сказок, таких как: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» нужно напоминать детям, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Например, принести папе тапочки, бабушке – очки, помочь маме расставить посуду к обеду, полить цветы и т.п.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Например, таких как: «Дочки – матери», «Больница», «Стройка», «Детский сад». Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию элементов поведения в коллективе.

Усвоению вежливых форм общения способствуют игровые задания: «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».

Или в игре «Кого порадовать?» можно учить детей ласково обращаться друг к другу, называя такие слова, как: милый, хороший, родной, любимый, красивый и т.п. После таких игр объяснять детям, что от волшебных, вежливых слов людям становится радостнее.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Чтобы нравственное воспитание было более эффективно, я считаю необходимым проводить и пропаганду таких знаний среди родителей, поэтому я провожу для них консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребенка»; родительские собрания, выпускаю буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках и многое другое.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент