Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Сказки входят в жизнь ребёнка с момента, как он обретает способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомят детей с огромным миром, с первыми представлениями о добре и зле, справедливости и порядке и становятся любимой забавой.

Сказка – сильное средство воспитания нравственных качеств детей.

Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит, видит и что вызывает отклик в его душе.

Особенно эффективна сказка для дошкольников, которые могут удивляться миру, стремятся познать и изменить его. Благодаря воспитанию через сказку у детей развиваются границы их внутреннего мира. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит их фантазию. Сказки учат детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в жизни, находя самые непредсказуемые решения в стандартных ситуациях.

 

Сказка помогает воспитывать гуманные чувства у детей такие, как доброта, отзывчивость, уважение к старшим, милосердие, а также  умение определять, где  хороший или плохой поступок.

Методы работы по развитию гуманных чувств у дошкольников позволяют обогатить опыт, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение  их в лучшую сторону.

После прочтения сказки, рекомендуется провести беседу с ребенком, во время, которой можно раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах.

Главная цель педагога - это использование нестандартных методов и приемов обучения, способствующих воспитанию гуманных чувств у детей. Все, что мы даем слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае наша работа будет эффективной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному.

В практической части работы мы исходим из теоретических положений о содержании и методах работы по развитию гуманных чувств у дошкольников  при помощи сказки.

Для достижения поставленной цели необходимо подобрать сказки, которые  способствуют развитию гуманных чувств и помогают определить отрицательные поступки героев.

Для воспитания и развития такого качеста, как доброта подходят сказки: «Хаврошечка»,  «Золушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков,  что добро всегда побеждает зло.

Сказки «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка», воспитывают дружбу, отзывчивость.

Для распознавания хороших и плохих поступков можно изучать такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок – бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным не доверять людям злым, лживым.

Беседуя с детьми после прочтения сказки нужно обращать внимание на то,  чтобы детям было интересно, поучительно, весело.   Например, прочитав сказку Т.А. Шорыгиной «Добро и зло», можно подготовить вопросы:

- Куда и зачем шла старушка?

- Как помогло ей добро?

- Как зло старалось навредить старушке?

- Удалось ли это злу?

- Как вы думаете, почему победило Добро?

Для закрепления  знаний о сказках, а также для развития нравственных качеств проводятся викторины, где дети угадывают сказки, называют героев,  разыгрывают эпизоды.

Во время занятий и вне  занятий можно предлагать детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод.  Дети рисуют героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные.

Использовать изобразительную деятельность в воспитании гуманных чувств очень важно, ведь  рисунок  включает весь  опыт ребенка: то, что он видит, знает и чувствует.  

В работе по формированию нравственности отводится важная роль игре-драматизации. В них дети объединяются общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.

Прежде чем инсценировать сказку с детьми готовят атрибуты (шапочки, детали костюмов). Затем ещё раз прослушивают текст сказки,  распределяют роли. Далее дают детям образец речи персонажей, разъясняют особенности их поведения, показывают, как надо  использовать ту или иную роль. Детям предлагают назвать их любимые сказки («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди и другие). Спрашивают, в какую бы  сказку они хотели поиграть и почему?

Инсценировка таких русских народных сказок, как «Теремок», «Кот и петух», «Лиса и заяц», «Петушок — золотой гребешок», «Пузырь, соломинка и лапоть», поможет утвердиться в необходимости дружить и беречь дружбу.

А вот пример инсценировки и игры по сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Сначала дети слушают эпизод сказки, где утенка прогоняют со двора.

   Далее воспитатель предлагает каждому превратиться в какую-либо птицу с птичьего двора (дети надевают маски, один ребенок – утенок).

Каждая из птиц по очереди, а затем и вместе хором прогоняют «Гадкого утенка» со двора. Затем птицам дается знак уснуть. Остается утенок, который меняет свою походку, выражение лица и превращается в лебедя. После слов: «Я лебедь» все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!» В роли гадкого утенка может побывать любой желающий.

Потом воспитатель задает вопросы:

- Как вы думаете, какие чувства испытывал утенок в начале игры и потом, когда стал лебедем?

- А у вас были случаи, когда вам было обидно и хотелось плакать?

- Какие слова слышать приятнее вежливые или обидные? Почему?

Эта игра воспитывает у детей чувство сострадания, сопереживания, учит вежливым словам.

Интересен прием использования  старой сказки на новый лад, т.е. детям предлагают самим сочинять сказки. Героям сказок даются  новые черты.

Например, Золушка — злая, властная девчонка. Мачеха и две ее дочери стараются ей во всем угодить. Они собирают ее на бал.

Дети сначала придумывают сюжет, а затем разыгрывают понравившуюся его часть. Объясняют детям, что обязательно надо выполнять инструкцию:

«Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры превратились в трудолюбивых добрых девочек. Ты будешь Золушкой, а вы ее сестрами. Вот ваш дом. Обстраивайтесь и живите».

Изобразить злую Золушку – это не такое простое задание, потому что  у детей сложилось мнение, что Золушка всегда добрая, мачеха и ее дочери - злые, вредные.  

Для формирования правильного эмоционального отношения к разным поступкам мы также обращаемся к сказкам. Например,   к сказке «Царевна Несмеяна». Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Этот прием позволит узнать, как дети умеют проявлять гуманные чувства.

Таким образом, с помощью вышеизложенных приемов можно научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также показать,  что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент