Раннее развитие

Развитие речи

 

 

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Основная функция воображения — преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Однако, по мнению Л.С.Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое».

Существенно, что такая трансформация определяется не только возрастом ребенка. Известные ученые Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, К.Н.Корнилов, А.В.Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество (Ф.А.Сохин), поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?».

Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у ребенка формируют критическое мышление.

Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа и пр.

Таким образом, психологическая и речевая деятельность, включающая переработку и комбинирование детских представлений, создание на их основе новых образов, структурирование замысла, а также точное, последовательное, грамотное его оречевление, представляют для детей немалые трудности. Некоторые авторы (О.С.Ушакова, М.М.Алексеева и др.) считают подобную деятельность детей сравнимой по сложности с литературным творчеством взрослых.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте (Ф.А.Сохин, А.М.Леушинаи др.). В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.

Из опыта известно, что воспитатели детских садов нередко избегают занятий по обучению детей творческому рассказыванию. Это объясняется тем, что методической литературы и пособий по данной проблеме явно недостаточно, и дети-дошкольники, сталкиваясь в детском саду преимущественно с репродуктивными формами связной речи (пересказывание текстов, заучивание стихов и рассказов неохотно отрываются от образца взрослого, не стремятся без должной мотивации проявлять инициативу и самостоятельность

Однако навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Предлагаемое пособие рассчитано на обучение старших дошкольников составлению творческих рассказов. Но из всех возможных видов творческого рассказывания в нем представлены только те, отправным моментом в которых может служить сюжетная картина. Почему?

Во-первых, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых (Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Е.А.Флерина, А.А.Люблинская).

Во-вторых, сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка (Л.А.Пеньевская, Е.И.Радина, М.М.Конина).

В-третьих, рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.

Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т.п. Стало бесспорным мнение Ф.А.Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.

Учитывая изложенное, для картин, представленных в пособии, избраны такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражали интересное событие или конфликтную ситуацию.

На большинстве картин дети могут наблюдать противоречие, конфликт. А из психологии известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению — самый надежный стимул творческого мышления.

Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или его ответ неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

Составление рассказа с добавлением последующих событий.

Составление рассказа с заменой объекта.

Составление рассказа с заменой действующего лица.

Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

Составление рассказа с добавлением объекта.

Составление рассказа с добавлением действующего лица.

Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

Составление рассказа с изменением результата действия.

Составление рассказа со сменой времени действия.

Каждый вид рассказывания проиллюстрирован на сайте одной-двумя сюжетными картинами, всего их 16. К каждой картине составлена таблица, в которую заложены основные параметры работы над творческим рассказом.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

Анализ содержания картины

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

места действия,

времени действия,

свойств объектов и предметов,

целей действия каждого персонажа,

причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»).

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

интереса,

внимания,

памяти,

инициативности,

воображения,

мышления (в том числе критического) и др

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

Составление исходного рассказа по картине

Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу, которая дана вместе с картиной.

Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.

При составлении рассказа ребенком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

В случаях когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф.А.Сохина о том, что «...образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения».

Планирование творческого рассказа

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается

в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,

выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),

составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

построении плана изложения (можно в графическом варианте),

установлении объекта для прямой речи,

придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае цель трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине.

При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т.е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

точных слов,

образных сравнений,

грамотных, четких предложений,

связей предложений и частей рассказа,

выразительности,

интонирования,

акцентирования наиболее значимых слов,

плавности речи,

фонетической четкости каждой фразы.

Мы предлагаем взрослому записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. С ох и на: «Связность речи это связность мыслей!»

В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Обращаем внимание на то, что в предлагаемых образцах рассказов не случайно даны предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ребенку, для которого такие фразы сложны, не обязательно воспроизводить их дословно. Но для детей с высоким уровнем речевого развития важно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки.

Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком, говоря, к примеру: «Раки в грязных реках не водятся!» или «Птица не может схватить клювом яйцо!». В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании (бык залез на дерево и зачирикал, коза взяла микрофон и запела песню и пр.).

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

Как работать с пособием

Пособие состоит из 16 сюжетных картин и методических рекомендаций по работе с ними. Таблицы, расположенные рядом с соответствующими картинами, помогут педагогу или родителю обучить ребенка творческому рассказыванию либо совершенствовать имеющийся навык.

Воспользоваться методическими рекомендациями смогут не только педагоги (воспитатели, логопеды), но и неспециалисты: родители, родственники дошкольников и пр.

В каждой из 16 таблиц к картинам

обозначены этапы работы,

намечены основные направления педагогического воздействия,

даны вопросы и задания к определенной картине,

оставлено место для записи детских рассказов и их анализа,

представлены критерии оценки детских рассказов.

Заниматься по материалам таблиц следует последовательно, без пропусков и перестановок указанных этапов, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений.

Мы предлагаем педагогам и родителям без ограничений добавлять к имеющимся в таблице заданиям и вопросам свои, смелее подбирать для творческого рассказа новые варианты развития событий, иные действующие лица, объекты и пр. Таким образом, работа с таблицами предоставит значительный простор для творчества как детям, так и взрослым.

Если составление рассказа по воображению— деятельность, непривычная для ребенка и взрослого, мы предлагаем воспользоваться нашими образцами, данными в приложении в конце пособия.

Составляя данные рассказы, мы стремились не только к занимательности сюжета, но и сделать их правильными в грамматическом и лексическом отношении, создать атмосферу добра, теплоты, юмора. Однако не следует рассматривать тексты как литературные образцы, автор ни в коей мере не претендует на лавры детского писателя.

С языковой точки зрения рассказы сознательно упрощены, так как предлагаются детям не только для слушанья, но и для пересказа. Они не содержат длинных фраз, сложных оборотов, образных сравнений и пр. Мы считаем, что только в таком адаптированном виде тексты соответствуют уровню восприятия, мышления и речевого развития дошкольников и могут служить для них действенными образцами при составлении самостоятельных творческих рассказов.

Существенно, что ребенку следует не заучивать (воспроизводить дословно), а по возможности полно пересказывать своими словами текст, данный в пособии, одновременно воспринимая сюжетную картину, по которой он составлен. Таким образом, малыш не механически скопирует рассказ, а осознанно воспользуется речевыми средствами, получит, по высказыванию А.М.Леушиной, «новый, обогащающий его литературный опыт».

Профессионалам известна важность для педагога отчетливого представления о том, что необходимо донести до ребенка при том или ином обучении. Но не менее важно — как обучать. Единственное, что потребуется от ребенка для занятий по этому пособию — желание заниматься. Взрослому для успешной работы понадобится определенная подготовка.

Что мы советуем не упустить начинающему педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?

Обозначим главное

понимание недостаточности знаний малыша, наличия у него некоторых трудностей;

право ребенка избегать некомфортных ситуаций;

настрой на партнерское общение, а не на поучение;

эмоциональный контакт, заинтересованная манера обращения;

готовность принять и обсудить любые варианты высказываний;

умение фантазировать;

терпение, сотворчество, артистизм;

поощрение за любую, даже самую маленькую удачу

Поиск

 

Физкультура

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент