Раннее развитие

Развитие речи

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

1.  Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1.   Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2.  Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3.    Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4.    Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1.  Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2.  Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1.  Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2.  Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3.   Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4.   Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3.  Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.  Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2.   Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1.  При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2.  При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5.   Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1.  Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.  В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

 

Проблема: Низкий уровень экологической культуры, знаний и представлений об окружающем мире.

Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Эту цель можно решить посредством следующих задач:

Задачи:

•       Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

•       Формирование знаний о природе;

•       Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;

•       Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

•       Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

•       Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

•       Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

•       Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

•     Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы с детьми:

экологически занятия;

экологические экскурсии;

экологические акции;

лаборатория юного эколога;

коллекционирование;

экологические выставки;

экологические игры;

экологические беседы;

наблюдения в природе;

уроки доброты;

ситуации морального выбора;

целевые прогулки;

экологические конкурсы;

решение экологических ситуативных задач;

чтение художественной литературы.

 

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного и бросового материала для выставок, сбору материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

 

Формы работы с родителями:

       Изготовление поделок, рисунков;

       Субботники по облагораживанию территории детского сада;

       Участие в конкурсах;

       Совместные экологические развлечения, досуги;

       Фотовыставки;

       Консультации для родителей.

 

Видовые точки:

1 мини-огород;

2 лес;

3 лужайка с насекомыми;

4 песочница;

5 цветочная клумба.

1. Мини-огород – для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Объекты для наблюдений: овощные культуры (помидор, картошка, укроп, клубника).

 

2. Лес – эта зона дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.

Объекты для наблюдений: деревья: береза, клен, каштан, дуб, липа, ель, рябина, яблоня, ясень, тополь; птицы: голуби, грачи, чайки, галки, вороны, воробьи, синички, снегири.

 

3. Лужайка с насекомыми – здесь растут одуванчики, ромашки, клевер, подорожник, которые являются лекарственными растениями. Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки. Луговые растения лечат многие болезни. Например: отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный чай.

Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые (жук, бабочка, божья коровка, гусеница, комар, червяк, пчела, улитка, слепень, клещ).

 

4. Песочница – зона для развития детского экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности.

Поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность

1. Какую форму примет вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разно го размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

2. Вода или лупа?

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

3. Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.  

4. Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

5. Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно. Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

6. Солнечные часы

Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом ними. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца, — это же не будильник, а просто часы. Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша, а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без минут). Так делайте пометки до захода солнца. Ваши часы готовы. Вечером, после захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться. Для того чтобы ребенок хорошо понял суть суточного цикла оборота Земли вокруг своей оси, задайте ребенку ряд вопросов:

— Куда убегает моя тень и почему ее не поймать?

— Почему она то стоит на месте, то бежит?

— Почему бабушкина тень длиннее тени внука?

— Почему, когда вы шли в магазин утром, ваши тени «бежали» впереди (сзади), а вечером — наоборот, сзади (впереди).

7. Почему тени перемещаются?

Утром, после завтрака, разложите на земле кусок старых обоев, поставьте ребенка спиной к солнцу и отметьте длину его тени. Вечером этого же дня, до захода солнца, пусть ребенок встанет в том же направлении и на том же месте, где он стоял утром. А вы отметьте его тень на другом рулоне. Думаю, результат очень удивит ребенка, но и поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади. Замечательно было бы, если бы солнечные часы вы делали 2 раза за лето: в начале июня и в конце августа. А потом бы сравнили циферблаты. Тогда даже маленькому ребенку будет понятно, как Земля приближается к Солнцу и удаляется от него.

8. Чем отличается солнечная сторона от теневой?

Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

 

5 Цветочная клумба – в цветнике используются декоративные возможности однолетних и многолетних растений. Чтобы цветник был нарядным и радовал всех, мы вместе с детьми сажаем однолетние и многолетние растения: нарциссы, тюльпаны, ромашку, физалис, дубки, петунью, астры, ноготки, бархатцы и т.д.

Объекты для наблюдений: (ирисы, бархатцы низкорослые, маргаритки, топинамбур, сальвия, петуния простая и махровая, хризантемы низкорослые, анютины глазки-виолы, партулак)

 

Заключение. Во время путешествия по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Поиск

 

Физкультура

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент