Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [г — г']; учит детей дифференцировать звуки [г — к] в словах; учить составлять сложноподчиненные предложения; знакомить буквой Гг; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панне букв, картинки с изображением птиц, подставки из настольного театра, кормушка, наборное полотно, набор картинок, счетные палочки, корм для птиц; заготовки с цепочкой букв на каждого ребенка, цветные карандаши; учебное пособие Т. И. Гризик «Маленький помощник», карандаши-штампы, гуашь красного цвета; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

1. 1. Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: кепка, морковь, кекс, кошка, санки. Предлагает детям с помощью этих картинок закончить предложения.

На голове у клоуна клетчатая ... (кепка).

Повар готовит салат из ... (моркови).

Катя испекла вкусный ... (кекс).

Мышку ловит ... (кошка).

Дети на горку взяли лыжи и ... (санки).

2. Детям дается задание определить количество слогов в словах, изображенных на картинках.

II. Воспитатель вывешивает кормушку, изготовленную заранее. Сыплет крошки, приговаривая (выделяет голосом слова со звуком [г]):

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби —

Гуленьки мои?

 Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гу ль-гуль-гуль!

(Е. Благинина.)

— Ребята, какой звук в этом стихотворении я выделяла голосом? (Звук [г].)

Меня услышали зимующие птицы. Посмотрите, вот они (педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением птиц, желательно вырезанные по контуру: галка, голубь, снегирь, сорока, синичка, воробей).

Птицы осматриваются, боясь опасности. И пока они наблюдают, мы с вами поговорим о новых звуках [г — г'], с которыми нам предстоит встретиться.

Артикуляция звуков. Дети анализируют артикуляцию звуков [г — г']: губы, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, спинка языка приподнята, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [г — г'] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

III.

1. — На нашу кормушку первыми прилетели птицы, в названии которых есть звуки [г — г']. Как вы думаете, кто это? (Галка, голубь, снегирь.) Дети выставляют картинки на кормушку на подставках (можно использовать подставки для настольного театра).

— Затем прилетели птицы, в названиях которых есть звук [к]. Назовите их. (Сорока, синичка, воробушек.)

Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу (показывает воспитатель).

Снегирь выбрал корм со звуком [г] в середине слова. Что выбрал снегирь? (Ягоды.)

Голубь выбрал корм со звуком [г] в начале слова. Это слово состоит из трех слогов. Найдите его. (Геркулес.)

Галка долго думала и выбрала корм со звуком [г] в начале слова. Это слово состоит из двух слогов. Найдите слово. (Гречка.)

Воробей с удовольствием стал клевать спелые ... (семечки).

Синичка занялась ... (колбасой).

А сороке достались хлебные ... (крошки).

2.  Составление сложноподчиненных предложений.

Дети вспоминают, что выбрали себе птицы, и по образцу педагога составляют предложения.

Образец: Снегирь клюет ягоды, потому что они спелые.

Предполагаемые предложения:

Голубь клюет геркулес, потому что он полезный.

Галка клюет гречку, потому что она вкусная.

Воробушек клюет семечки, потому что они аппетитные.

Синичка клюет колбасу, потому что она свежая.

Сорока клюет крошки, потому что они мягкие.

— Давайте не будем мешать нашим птицам. Пусть они спокойно обедают.

IV.  

1. Знакомство с буквой.

— Давайте с вами познакомимся с буквой, которая соответствует звукам [г — г']. Это буква Гг.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 3 (третья клетка слева).

«Г» стоит как великан.

 Буква Г — подъемный кран.

(В. Степанов.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

3.  Закрепление образов букв.

Педагог предлагает детям цепочку букв:

ГОДГУГКАБКФКГИПК

Необходимо:

обвести синим карандашом все буквы, обозначающие  звуки [г — г'];

зачеркнуть коричневым карандашом все буквы, обозначающие звуки [к — к'];

обвести красным карандашом все буквы, обозначающие гласные звуки;

назвать, какие звуки обозначают оставшиеся в цепочке буквы.

V. Работа с карандашом-штампом. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки. Сюжет «Снегири» в учебном пособии Т. И. Гризик «Маленький помощник».

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество