Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [х — х']; упражнять детей в слого-звуковом анализе слов; знакомить с буквой Хх; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, листы бумаги, набор картинок, раздаточный материал для слого-звукового анализа слов; буквенный конструктор.

Предварительная работа. Дети нанизывают разноцветный бисер на нитку.

Ход   занятия

I. Воспитатель просит назвать звуки, с которыми дети знакомились на последнем занятии. На панно в кармашек буквы Гг вложено письмо с загадкой.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь.)

Далее проводится слого-звуковой анализ слова гуси:

Сколько слогов в слове гуси? (Два.)

Сколько звуков в первом слоге? Какие это звуки?

Сколько звуков во втором слоге? Какие это звуки?

II.  

1. — Я хочу рассказать вам веселый стишок:

Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: «Ха-ха-ха да хе-хе-хе! Хи-хи-хи да бух-бух! Хо-хо-хо да хе-хе-хе! Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х'].) С этими звуками мы сегодня познакомимся поближе.

Педагог обращает внимание детей на то, что звук в смехе старичка звучал по-разному. Просит на слух определить звуки [х — х']. Затем дважды повторяет звучание смеха (в первый раз для звука [х], второй раз для звука [х']). Когда дети слышат нужный звук, они поднимают руку.

2. Артикуляция звуков. При произнесении звуков [х — х'] губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка чуть приподнята, воздушная струя направлена на кончик языка.

Характеристика звуков. Звуки [х — х'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. — Сегодня мы с вами отправимся на охоту.

Шел охотник на охоту, Увидал в кустах кого-то. Он затвором щелк да щелк, И на снимке вышел волк.

Вот и мы сегодня пойдем на фотоохоту. Для этого нам нужно фоторужье. (Дети скатывают из листов бумаги трубочки-фоторужья.) На охоте нужно вести себя тихо и быть очень внимательным.

а) — Посмотрите в фоторужье: на полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением хорька.)

Ходит по лесу зверек —

Хитрый маленький ... (хорек).

(С. Маршак.)

Сколько частей (слогов) в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

б) — А вот еще одно животное (показ картинки, на которой нарисована черепаха).

Кто на свете ходит В каменной рубахе?

В каменной рубахе Ходят ... (черепахи).

Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий. (Звук [х'].)

в) — А это что за насекомое?

Жужжит она у уха.

Летает всюду ... (муха).

-Дети   проводят   слого-звуковой   анализ   слова   МУХА.

(В слове муха два слога: первый слог му-, второй слог -ха. Первый звук в слове [м], второй звук — [у], третий звук — [х], четвертый звук — [а].)

— Наша фотоохота заканчивается. Назовите, кто получился на наших снимках. (Дети называют: хорек, черепаха, муха.)

IV.   1. Знакомство с буквой.

Педагог говорит о том, что у звуков [х — х'] — один образ-буква. Показывая букву, педагог читает четверостишие:

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

(В. Степанов.)

Буква размещается на панно букв по адресу: первый этаж {нижний ряд), квартира № 1 (первая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием буквенного конструктора).

3.  Закрепление образов букв. Расшифровка рисунков.

— В этих рисунках спрятались буквы. Назови звуки, которые они обозначают.

а) (Звуки [г — г'], [б — б'].)

V.  Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая игра по выбору детей.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество