Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [з — з']; упражнять детей в определении места звуков [з — з'] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с'] и [з']); объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком); знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, мел; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

I.

1. На доске написана цепочка букв АБСОМНСК УСДПСВСХ.

Воспитатель предлагает детям найти буквы С в цепочке и определить, сколько их. (5 букв.)

2. Игра «Не зевай — продолжай». Дети по порядку называют звуки, которые записаны на доске соответствующими буквами, и подбирают слово, начинающееся на этот звук. Например: [а] — аист, [б] — банан, [б'] — бизон и т. п.

3. Упражнение «Измени слова». Воспитатель произносит слово, дети добавляют в начало слова звук [с] и называют получившееся слово:

варить — сварить

ходить — сходить

клеить — склеить

катать — скатать

бегать — сбегать

клевать — склевать

летать — слетать

петь — спеть

II. 1. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. При чтении он выделяет голосом звуки [з — з*].

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак.)

— Какие звуки я выделяла в словах? (Звуки [з — 3']) Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться. 

2.   Артикуляция звуков.

Один ребенок разбирает артикуляцию звука. Если он затрудняется, ему помогают товарищи. Артикуляционный уклад тот же, что при произнесении звука [с], но происходит еще дрожание голосовых связок.

Характеристика  звуков.   Звуки   [з — з*] — согласные,

бывают мягкими и твердыми.

III. 

1. Игра «Найди слово».

— Найдите из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з]. (Воспитатель читает по три слова.)

Примерные варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервизы, казаки.

2. — Определите в словах место звука [з].

В слове слеза звук [з] находятся в середине слова.

В слове сазан звук [з] находится в середине слова.

В слове засов звук [з] находится в начале слова.

В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.

В слове сервизы звук [з] находится в середине слова.

3. — Замените в словах звук [с] на звук [з] и объясните значение этих слов (работа парами):

суп — зуб соя — Зоя коса — коза

Сима — зима собор — забор сойка — Зойка сев — зев

(Первый ребенок:  «Сима — это имя девочки». Второй ребенок: «Зима — это время года».)

IV.  1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает букву и читает стихотворение:

«3» — смешная завитушка.

«3» — закручена, как стружка.

(В. Степанов.)

Букву размещают на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 6 (шестая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв В и 3. Воспитатель рисует на доске большую букву В и говорит:

—  Здесь спрятались две буквы. Какие? (В и 3.)

V.  Пальчиковая игра (по желанию детей).

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество