Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным словам; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с — з]; знакомить с буквой Цц; закреплять образ буквы.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, простые карандаши, набор картинок, синие и зеле­ные кружочки (по 4—5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выклады­вают синий кружок, если в слове слышен звук [с], и зеле­ный кружок, если в слове слышен звук [з].

Зайка, заинька косой,

Что ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу —

Я ботинки принесу.

II.

1. Педагог просит детей определить, с каким зву­ком сегодня они будут знакомиться:

Ца-ца-ца,

Цапля, улица, пыльца.

Цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

(И. Лопухина.)

Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесе­ния, как у других звуков. Например: [с — с'], [м — м'] и т. п. Дети могут продолжить перечень.

2.  Артикуляция звука.

Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зер­кало: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [ц] — согласный, всегда твердый,

III.   1.  Игровое упражнение «Поймай звук».

— Вы  должны   хлопнуть  в  ладоши,   если  услышите звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук [Н]

Примерный набор слов: цапля — аист, царь — король, птица — зверь, яйцо — цыпленок — курица — петух, театр — цирк,     лиса — лисица,     медведица — медвежата и др.

2. Педагог предлагает сначала определить количество слогов в слове курица, а затем — место звука [ц] в нем. (В середине.)

3. Работа с предложением.

а) — Из чего состоит предложение? (Из слов.) Опреде­лите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо», (Три.) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении.)

б) Составление предложений по опорным словам: ба­бушка, вязать, носки, (Бабушка вяжет носки.)

IV.   1.  Знакомство с буквой.

Звуку [ц] соответствует буква Цц. Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:

Буква Ц —

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

(Е. Тарлапан.)

Букву размещают на панно букв по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира К» 2 (вторая клетка слева).

2. аналитико-синтетическая деятельность (с использо­ванием ножниц и буквенного конструктора).

3.  Закрепление образов букв. Игра «Чудо-домик». — Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5.) Назови звуки, которые они обозначают.

V.  Упражнение для мелкой историки «Циркуль».

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество