Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ш]; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паро­нимами (отличающимися одним звуком); упражнять в умении дифференцировать звуки [с — ш]; упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под; знако­мить с буквой Шш; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок (шмель, кошка, мышка, лягушка); ножницы, вырезанные буквы по количеству детей.

Ход  занятия

I. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение.

Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук *Ц» молчит, А в ваших четко так звучит.

дерево — деревце блюдо — блюдце колено — коленце болото — болотце зеркало — зеркальце масло — маслице дело — дельце тело — тельце

II.

1. — Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Этот звук живет в слове-отгадке. А теперь послушайте загадку:

Зима ушла за тридевять земель.

Над лугом загудел мохнатый... (шмель).

(И. Гамазкова.)

С  какого  звука  начинается  слово   шмелъ1  (Со  звук [ш].) С этим звуком мы сегодня и будем знакомиться.

2.  Артикуляция звука.

Дети произносят слова со звуком [ш]: шмель, мошка,: кошка, шар, шалаш, камыш,

Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду,

Характеристика звука. Звук [ш] — согласный, всегда твердый.

III.

1. Воспитатель демонстрирует игрушки (картинки): мышка, лягушка, кошка. Просит назвать животных и определить позицию звука [ш] в словах. (В середине.)

2. Игровое упражнение «Прятки». Цель. Работать над правильным употреблением предлогов под, из-под.

Воспитатель показывает, как шмель, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки (картинки) из четырех расставляются под различными предметами в группе (или на столе воспитателя). Одна игрушка (картинка) — водящий (например, шмель).

— Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом.) Где спряталась мышка? (Мышка спряталась под книгу.) И т. д.

— Шмель нашел всех друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола.) Откуда выбежала мышка? (Мышка выбежала из-под книги.) И т. д.

Игровое упражнение можно повторить 2—3 раза, меняя водящего и объекты, под которыми прятались животные.

3.  Слова-паронимы (отличающиеся одним звуком).

— После игры «Прятки» шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:

Я буду петь наоборот и веселить лесной народ.

С другом мы играли в чашки,

Пили чай из белой шашки.

А как правильно?!

Вылезла из норки шишка,

На нее упала мышка.

А как правильно?!

Вы можете похохотать и ошибки исправлять.

Петухи, затеяв шпоры,

Грозно поднимают споры.

А как правильно?!

Мы с сестрой посуду шили

И наряды куклам мыли.

А как правильно?!

(И. Лопухина.)

4.  Игровое упражнение «Звуки спрятались в словах».

Педагог называет слова, в которых одновременно слышатся два звука [с] и [ш]. Необходимо определить место звуков в словах (начале, середине, конце).

Слова для анализа: Саша, сушка, шустрый, шоссе, сушь, шест.

5. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». В данном случае главная цель упражнения — чистое произнесение звуков. Темп произнесения предложения убыстряется только до тех пор, пока ребенок может правильно повторять фразу.

IV. 

 1.   Знакомство с буквой.

Показ буквы, рассматривание ее (педагог при этом читает стишок), размещение буквы на панно букв по адресу: второй этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

3.  Закрепление образов букв.

а) Найди букву Ш среди других: АШОУМХШИШ И т. д.

б) Назови, какие звуки обозначают другие буквы в строчке.

V. Развитие мелкой историки: упражнение «Вертушка» (с карандашом). Ребенок вертит карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним, держась за середину карандаша.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество