Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ж]; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове; дифференцировать звуки [с — ш]; работать над интонацией перечисления в предложении; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой Жж; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв; фишки, жук, фланелеграф, набор картинок для фланелеграфа; звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

I. — Сегодня мы побываем в лесном детском саду. А дорогу нам покажет Мишутка.

а) — Пока мы с ним идем по лесу, давайте определим, сколько частей в слове Мишутка. (Три части.) Где в слове слышен звук [ш], с которым мы познакомились на прошлом занятии? (Б середине.)

б) — Мишутка сочинил для нас песенку. Споем ее вместе с ним. Педагог читает двустишия. Дети повторяют.

1.  Язык кверху — ша-ша-ша, Наша Маша хороша.

2.  Язык книзу — са-са-са, Укусила в нос оса.

3.  Язык кверху — ши-ши-ши, Наши уши хороши.

4.  Язык книзу — сы-сы-сы, У осы усы, усы.

Примечание. Педагог может обсудить с детьми фразы из стихов «Язык кверху...», «Язык книзу...». (Это связано с артикуляцией звуков [с] и [ш].)

II.  

1. — Смотрите, нас догоняет жук.

Жук жужжит: — Жу-жу-жу, Звук я новый вам скажу.

Вы, ребята, уже догадались, какой звук мы будем сегодня изучать? (Звук [ж].) Повторите слова из стихотворения со звуком [ж].

2.  Артикуляция звука.

Дети анализируют артикуляцию звука [ж]. Артикуляция та же, что при произнесении звука [ш], но происходит еще дрожание голосовых связок.

Характеристика звука. Звук [ж] — согласный, всегда твердый.

— А еще какие звуки всегда произносятся твердо? (Звуки [ш] и [ц].)

III.

1. — А вот и лесной детский сад. На зеленый лужок лесные жители приводят своих детенышей. (Воспитатель выставляет картинки.)

Волчица привела волчонка, ежиха привела ... (ежонка), лисица привела ... (лисенка), лошадь — ... (жеребенка), уж — ... (ужонка), белка — .,. (бельчонка), медведь — ... (медвежонка), чиж — ... (чижонка). И т. д.

Найдите детенышей, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежонок, жеребенок, ужонок, медвежонок, чи-жонок.)

2.  Интонация перечисления.

— В лесном детском саду малыши жили дружно, все делали вместе.

Первое предложение составляет воспитатель. Далее составляют предложения и манипулируют с картинками дети.

— С пенечка на пенечек перепрыгивали волчонок, ежонок, лисенок, жеребенок, ужонок, бельчонок, медвежонок, чижонок и т. д. (Воспитатель по очереди показывает шишку, бабочку, цветок, мяч и просит детей сказать, что детеныши делали.) Дети отвечают: «Очень любили собирать шишки волчонок, ежонок, ...», «Бабочек любили ловить волчонок, ежонок, ...».

3. Определение последовательности звуков в слове (с использованием звуковых бус).

— Слово жук длинное или короткое? (Короткое.) Давайте в слове жук определим последовательность звуков. (Первый звук — [ж], второй звук — [у], третий звук — [к]. Слово жук состоит из трех звуков.)

IV.  

1.  Знакомство с буквой.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Эта буква широка

И похожа на жука.

А при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

(С. Маршак.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Речевая игра «Звуки — буквы». Цель. Закреплять умение детей соотносить звук с буквой.

а) Педагог заранее прячет две буквы (Ж, К) в групповой комнате (в книжном уголке) на тех объектах и предметах, названия которых начинаются с соответствующих звуков (журналы, книги).

Педагог сообщает детям, что сегодня некоторые буквы спрятались в книжном уголке. Он произносит звуки, дети ищут предметы, в названиях которых слышны эти звуки.

б) Дифференциация букв. Дети сравнивают буквы Ж и К, находят сходство и различие.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество