Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить заканчивать слово одним звуком или одним слогом; знакомить с буквой Чч; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, кукла Манечка, медведь и медвежонок, штампы, гуашь, набор картинок; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

I

 1- — С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Найдите на панно букву, обозначающую звук [ж]. Дайте ему характеристику.

2. Закончите предложение словом со звуком [ж], обозначающим действие.

Ножом хлеб ... (режут).

Лошади громко ... (ржали).

Весенний ручеек весело ... (журчит).

Несчастного человека надо ... (пожалеть).

У самого синего моря старик со старухой ... (жили).

Взял предмет, на место его ... (положи).

Пирожки на сковороде мама ... (жарит).

По дорожке дети могут быстро ... (бежать). И т. д.

Дополнительные глаголы: сажать, сижу, вижу, желаю, жду, жгу, кружить, мажет, скажу, сторожу.

II.

 1. — Я прочитаю вам стихотворение. Почти во всех его словах есть звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. (Воспитатель при чтении голосом выделяет звук [ч],)

Дырчатая тучка!

Поливай водичкой ручки,

 Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки.

Трем мочалкою коленочки,

Щеточкой трем хорошенечко

Пяточки, ступни и пальчики.

Чисто-чисто моем мальчика!

2. Артикуляция звука. Губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в передний край нёба, посередине языка идет толчкообразная воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [ч] — согласный, всегда произносится мягко (нежно).

III.

1. — Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Манечкой. Слушайте и помогайте мне.

На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» — «Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка. «Кто тебе разрешил?! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком*, — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге.

2.  Игра «Договори слово».

а) Одним звуком [ч]:

— А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы закончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю... (ч), кала... (ч), обру... (ч), мя... (ч).

б) Одним слогом:

— Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы закончите слово одним слогом (-чек), то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:

плато... (чек) фарту... (чек) носо... (чек)

значо... (чек)  крючо.-.(чек) поясо... (чек)

Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит, ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку. Замесила она быстро тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки.

3. Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

— Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую ... (мисочку), сначала большую чашку, потом маленькую ... (чашечку), сначала большую ложку, потом маленькую ... (ложечку).

Поправила сначала большую подушку, потом маленькую ... (подушечку), сначала большую простынку, потом маленькую ... (простыночку).

Поставила на полку сначала большую корзину, потом маленькую ... (корзиночку). И т. д.

Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь».

Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка по дороге бросала.

Вспомните их, дети. (Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. При необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы.)

IV.   1.   Знакомство с буквой.

— Мы познакомились со звуком [ч], а вот буква Ч (показ буквы).

«Ч» — вы правильно решили — Пишут так же, как 4 (четыре). Только с цифрою, друзья, Путать букву нам нельзя.

(В. Степанов.)

Размещение буквы на панно букв по адресу: первый этаж, квартира № 3.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

3.  Закрепление образа букв.

— Посмотрите на эти буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Сколько здесь букв Ч? Сколько здесь букв Ж?

ЧАУЧМЖНЧБЖДЧ

V.  Развитие мелкой моторики.

— Манечка напекла много пирожков для медведей. Пирожки были с изюмом. Давайте украсим пирожки изюмом. (Работа со штампом.)

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество