Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [л — л']; учить детей находить слова по слоговой схеме; упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов; знакомить с буквой Лл; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, карандаши, картинка с изображением ласточки, конверт с набором картинок и цифр, наборное полотно; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

I

1. — Вспомните, дети, с каким звуком мы знакомились на прошлом занятии. (Со звуком [щ].) А сейчас поиграем в игру «Преврати слово». Я буду говорить слова, а вы будете заменять первый звук в моем слове на звук [щ]. У вас получится новое слово.

кепка — щепка мука — щука кит — щит мель — щель тучка — щучка тетка — щетка

2. Педагог просит объяснить значение нескольких пар слов.

II.   1. Воспитатель предлагает отгадать загадки.

Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка, Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста. Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает. Если к нам летит она, Значит, началась весна.

(Ласточка.)

Хитрая плутовка, Рыжая головка,

Пушистый хвост — краса. А кто это?

(Лиса.)

— Назовите первый звук в слове ласточка. (Звук [л].) А в слове лиса? (Звук [л'].) Со звуками [л — л'] мы будем сегодня играть.

2,  Артикуляция звуков.

Дети смотрят в зеркала и самостоятельно анализируют артикуляцию звуков [л — л']: губы открыты, зубы сближены, широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звуков. Звуки [л — л'] — согласные, бывают мягкими и твердыми,

III. 1. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена ласточка.

— Ласточка прилетела к нам в гости и принесла в клюве конверт. Что же в нем? Картинки и схемы слов. Ласточка хочет, чтобы мы нашли по картинкам слова со звуками [л — л']. Но при этом в словах должно быть столько слогов, сколько кружков показано на схеме.

Если ласточка покажет схему ——, мы должны найти слова со звуками [л — л'], состоящие из одного слога.

Если ласточка покажет схему —— —— , значит, мы должны найти слова со звуками [л — л'], состоящие из двух слогов, и т. д.

Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: лук, стол, стул, лом, след, шмель, хлеб, лампа, лодка, весло, пила, белка, полка, мальчик, палатка, солонка, молоток, скакалка, малина и т. п. Количество картинок должно соответствовать количеству детей. Педагог меняет карточки со схемами после ответа каждого ребенка.

2, Образование существительных родительного падежа множественного числа.

— Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

4  а)У ласточек есть перья, а у людей нет

У ласточек есть крылья, а у людей нет .

У ласточек есть лапы, а у людей нет .

У ласточек есть птенцы, а у людей нет .

У ласточек есть клювы, а у людей нет ..

У ласточек есть хвосты, а у людей нет ,.

У ласточек есть гнезда, а у людей нет

б)У людей есть волосы, а у ласточек нет

У людей есть руки, а у ласточек нет ...

У людей есть ноги, а у ласточек нет ...

... (перьев). .- (крыльев). .. (лап). . (птенцов).

(клювов).

(хвостов). ... (гнезд).

... (волос), (рук).

(ног).

У людей есть зубы, а у ласточек нет ... (зубов), У людей есть лица, а у ласточек нет ... (лиц). И т. д.

IV.  

1. Знакомство с буквой.

— Слово ласточка, как вы мне сказали в начале нашего занятия, начинается со звука [л]. А слово лиса начинается со звука [л']. Звукам [л — л'] соответствует буква Лл. (Показ буквы, рассматривание ее и размещение на панно букв по адресу: четвертый этаж, квартира № 3.)

«Л» — шалаш, что скроен ладяо.

Летом там в жару прохладно.

А в шалаш, как раз для нас,

Есть на «Л» похожий лаз.

(В. Степанов.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

3. Закрепление образов букв. Выполняется задание на расшифровку рисунков, состоящих из комбинации букв (например, Л и Д и др.).

V. Игровое упражнение «Пила» на умение сочетать движения рук со словами.

Дети встают парами, руки крест-накрест. Ребята пилят дрова, сопровождая действия словами.

Запилила пила,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала.

Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество