Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Уточнять артикуляцию звуков [р — р']; упражнять детей в звуковом анализе слов-паронимов (отличающихся одним звуком); упражнять в дифференциации звуков [р — л]; знакомить с буквой Рр; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, наборное полотно, набор картинок, мел, нитки бисера, загрунтованная поверхность с нанесенным рисунком; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей; звуковые бусы.

Ход   занятия

I. 1. Дети вспоминают звуки, с которыми они познакомились на последнем занятии. Педагог предлагает начать занятие с игры «Пила» (повторить 2—3 раза).

2. Слого-звуковой анализ слова пила (количество слогов; определение звуков в слогах; характеристика звуков: [п'] — согласный, мягкий; [и] — гласный; [л] — согласный, твердый; [а] — гласный).

II.   Артикуляция звуков.

— А теперь я расскажу вам про ребят, которые отправились в поход. Они собрали рюкзаки, взяли карту, продукты и пошли в дальний бор. По дороге решили собирать не ягоды и грибы, а слова со звуками [р — р']. Давайте и мы присоединимся к туристам, но сначала вспомним, как правильно произносятся эти звуки.

Дети произносят звуки, смотря в зеркала, и рассказывают: «При произнесении звуков [р — р'] губы приоткрыты, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам я дрожит, голосовые связки вибрируют*.

Характеристика звуков. Звуки [р — р'] — согласные, бывают твердыми и мягкими.

III. 1. — Нам с вами тоже нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.

Воспитатель выставляет следующие картинки: кружка, топор, палатка, табурет, продукты, мясорубка, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрешка, гири. Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны. Остальные картинки убираются.

— Ребята, давайте положим в рюкзак сначала предметы со звуками [р — р'], а затем все остальные предметы,

2. — Идут ребята лесом, ищут слова со звуками [р — р'], да найти не могут. Вокруг елки да сосны. А под ними лисички, подосиновики, маслята. Опечалились дети. Вдруг видят, навстречу им идет человек. Это егерь. Он наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное время. Узнал егерь, зачем ребята в лес пришли, и говорит: «Слов со звуками [р — р'] в моем лесу видимо-невидимо. Только вы не так их ищете. Я вам помогу. Что вы видели в лесу?»

— Сосны, ели, — отвечают дети.

— Как их называют одним словом? (Деревья.) Вот вам первое слово, которое вы искали. А в названиях частей дерева тоже слышен звук [р]. Назовите их. (Корень, кора, верхушка, крона.)

Ребята стали внимательно смотреть вокруг и собрали много слов. Как вы думаете, какие слова назвали туристы? (Примерный перечень слов: тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, звери, муравейник: и др.)

3. — На привале дети стали играть в игру «Слова». Они заменяли в словах звук [л] на звук [р]. Назовите слова: лак — ... (рак), игла — ... (игра), булки — ... (бурки), жалко — ... (жарко).

4. Звуковой анализ первой пары слов (лак — рак). Слого-звуковой анализ второй пары слов (игла — игра).

IV.  

1. Знакомство с буквой.

— Вернулись ребята из похода, и всем им захотелось познакомиться с буквой, которая соответствует звукам [р — р']. Вот она, ребята! (Воспитатель показывает букву Рр и размещает ее на панно букв по адресу: четвертый этаж, квартира № 4.)

«Дрожу от страха До сих пор! — Воскликнуло полено: Похожа буква на топор! Расколет непременно!»

2. Аналитике-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

3.  Закрепление и дифференциация образов букв.

а) Найди и обведи букву Рр в цепочке.

РорБСрАРВШрбР

б) Чем отличаются буквы в парах? ВР ЛА ШЩ РФ

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество