Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков; упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте; учить читать слова с новыми буквами.

Оборудование. Панно букв; демонстрационные буквы ь и ъ; красиво оформленный алфавит.

Ход   занятия

1. 1. Педагог произносит разные звуки ([а], [т], [т'], [л], [л'], [ы]). Спрашивает детей: «Что я сейчас произнесла? (Звуки.) Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы только слышим и произносим.) Что можно увидеть и написать?» (Буквы.)

2. — Я буду показывать буквы, а вы — называть звуки (звук), которые эти буквы обозначают.

Педагог демонстрирует разные буквы (используя панно букв), дети произносят звук (звуки, если есть твердое и мягкое произношение).

3.   Упражнение «Буква — звук» (проводится в парах).

Дети делятся на пары (как сидят за столами) и выходят к панно букв. Один ребенок показывает на панно любую букву, другой называет звук (звуки), который обозначает указанная буква. Затем дети меняются. Остальные контролируют выполнение заданий.

II. 1. Педагог обращает внимание детей, что почти все квартиры в домике букв (панно букв) заняты. И только две квартиры на нижнем этаже пустуют.

— Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Но сначала вспомните и скажите, что такое буква. (Буква — это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.) Буквы, с которыми мы познакомимся сейчас, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

2.  Демонстрация буквы ь.

— Это мягкий знак,  он указывает,  что буква перед мягким знаком произносится мягко.

3.   Упражнения в чтении слов с ь. —   Читаем слова: ел, кон, бан-ка.

А теперь добавим ь и получим новые слова: ель, конь, банька.

Если мягкий знак встанет между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются: Коля — колья; семя — семья; Дарья, братья, льют, пьют.

Дождик льется, вьюга вьется. Как им это удается? Это знак старается, Мягким называется.

4.  Коллективное чтение слов ноль, роль, пыль, боль.

Затем воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают его, используя слова, написанные на доске: день — тень, прочь — ночь, спать — опять, звенеть —- сеть.

Тень

Вот уходит день.

Вырастает тень.

Свет уходит прочь.

Вырастает ночь.

Все зверята, спать!

Будет день опять!

Будет все звенеть —

Золотая сеть.

(Г. Сапгир.)

Дополнительное задание:

Прочти слова и объясни их значение:   мел - мель, угол - уголь мол — моль, стал — сталь, шест- шесть, брат — брать.

5. Демонстрация буквы ъ.

— Эта буква (твердый знак) стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твердый знак в силу своего твердого характера разделяет их.

Воспитатель предлагает детям самим прочитать слова сел — съел.

Упражнения в чтении слов с ъ: съем — съел — объел; съезд — въезд — подъезд.

III.    Чтение слов с ь и ъ знаками.

спать      играть      отъезд      поезд спеть      плясать    объезд       подъезд Мягкий и твердый знаки

Мягкий знак и твердый знак

Разговаривали так:

—  Сколько я пирожных съем?

Мягкий знак ответил:

—  Семь.

(А.Шибаев.)

2. Анализ и синтез образов букв (работа с буквенным конструктором).

IV.   Заключение.

Педагог поздравляет детей с тем, что они познакомились со всеми звуками и буквами русского языка.

— Домик заселен. Пора справлять новоселье. А новоселье — это веселый праздник.

Внимание! В заключение пройденного курса по постижению основ грамоты проводится праздник (например, «От звука к букве»), на который желательно пригласить родителей воспитанников.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество