Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование. Картинки со звуками [м — м'], палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.

Ход   занятия

I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.

1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

— Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м].) Какой первый звук в песенке кошки? (Звук [м'].)

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м — м']». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

— Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова.)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м — м']. На клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.

— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему?

Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».

Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко — первый звук [м].)

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.

— Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м].)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

— Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м — м'].)

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м — м']», — ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?»

(Мышки.)

— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут».

(Мяч.)

— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м — м'] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.

Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м — м'] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков. Звуки [м — м'] — согласные, могут быть твердыми и мягкими.

II. 1. Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами первых бусин в схемах (звуковых бусах) в синий цвет).

2.   Игровая ситуация  «Фокус».

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых согласные звуки [м — м`] закрашены синим фломастером.

— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, словно солнышко растопило всю его твердость?

Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синюю бусинку во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синяя бусинка превращается на глазах детей в зеленую. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.

III. 1. Воспитатель предлагает из пар слов выбрать и назвать те слова, которые начинаются со звука [м'].

Примерные пары слов: масло — мясо, мак — мяч, море — мель, мышка — мишка, машина — метро и т. п.

2. Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м], дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха — летала, жужжала, надоедала.

Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.

IV.   1.  Знакомство с буквой.

Педагог интересуется у детей:

— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м'] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м — м'].

Показ демонстрационной буквы и размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим и зеленым цветом (рамка окошечка на панно делится пополам: одна половина закрашивается в синий цвет, другая — в зеленый).

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет». Цель. Упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. п.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество