Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.

Оборудование. Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина.

Ход   занятия

I. Воспитатель зачитывает отрывок из пьесы Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», вспоминая с детьми пройденный материал.

Слоняха привела своего Слоненка на урок к Сурку.

Сурок. Как тебя зовут?

Слоненок. Не знаю.

Сурок. А где слоны живут?

Слоненок. Не знаю.

Сурок. А сколько тебе лет?

Слоненок. Не знаю.

Сурок. А что ты ел на обед?

Слоненок. Не знаю.

Слониха. Он знает. Он растерялся.

Это простительно малышу.

Разрешите, я сама его спрошу.

Что ты ел на обед? Брю... Слоненок. ...ки... Слониха. Не «ки», а «кву». Слоненок. ...кву! Слониха. Правильно, брюкву!

А что еще? Клю... Слоненок. ...кву!

Слониха. Правильно, клюкву!

А с чем? С бул... Слоненок. С булкой! Слониха. С какой? Слоненок. Со сдобной! Слониха. Вот видите, какой он у меня способный.

После обсуждения ситуации воспитатель выражает уверенность, что дети в группе способны ответить на сложные вопросы Сурка.

— Какие слова слониха со слоненком произносили по слогам? Повторите их (брюк-ва, клюк-ва, бул-ка). Сколько в этих словах слогов? Докажите. Назовите гласные и согласные в первом слоге бул-, во втором слоге -ка, (Б-у-у-у-л-к-а-а.)

А теперь самый сложный вопрос: могут ли согласные без гласных образовать слог? (Нет, ничего у них не получится, только бр-кв, кл-кв, а не брюк-ва, не клюк-ва).

II.   1.  Слого-звуковой анализ слов.

Воспитатель, поощряя ответы детей на вопросы Сурка, дарит им цветы (картинки): астру, ирис, мак. Далее работа продолжается в форме вопросов-заданий.

— Назовите каждый цветок. (Мак, ирис, астра.) Что вы произнесли? (Слова.) Из чего состоит слово? (Из звуков.) Соотнесите количество звуков в слове ирис со звуковыми схемами-бусами. (Даны сразу три схемы для слов мак, ирис, астра.)

Раскрасьте красным цветом бусинки-гласные звуки в схеме к слову ирис (первый и третий кружки).

2.   Введение понятия «ударение».

Могут быть предложены следующие вопросы и задания:

— Сколько слогов в слове ирис? (Два слога: и-рис.) (Воспитатель обращает внимание на слоги из одной гласной, напоминает, что без гласных слогов не бывает.)

Далее проводятся упражнения в произнесении слов с подчеркнутым выделением ударного слога. (И-и-и-рис.)

— Вы заметили, что слоги в слове звучат по-разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче. Вы слышите, как мой голос как бы тихонько ударяет по началу слова. Это слышится ударение. (И-рис.)

Воспитатель предлагает детям выделить голосом другой слог. (И-рис.) Ударение слышится на втором слоге. Спрашивает, что получилось. (Получилось другое слово: вместо цветка появилась ириска.)

— Определите, в какой части слова слышится ударение, куда падает ударение — на первый или второй слог. (Дети могут продемонстрировать ответ цифрами 1 или 2.)

Слова для упражнений: шу-уба, ша-апка, ва-арежка, ча-ашка, ло-ожка, ча-айник, ле-ето, о-осень, зима-а, весна-а.

Вывод: в каждом слове один из слогов произносится громче, сильнее другого; мы как будто ударяем голосом по этому слогу; он становится ударным.

III.

1. Слого-звуковой анализ новых слов. Знак ударения.

— Придумайте слова, которые начинаются со слога ма-. (Ма-ша, ма-шина и др.) На какой слог падает ударение в этих словах?

Соотнесите слово Маша со звуковой схемой. (Даны схемы разных слов.) Сколько здесь гласных? (Две.) Какая из них произносится с большей силой голоса? (Дается неверное ударение: Маша — Маша).

2. Воспитатель показывает знак ударения на своей схеме, дети ставят этот знак на своих схемах. Аналогичная работа может быть проведена и с другими словами.

— Назовите слова, которые имеют в конце слог -но. (Малина, корзина, Нина.)

На схемах выбранных слов дети ставят знак ударения.

3. Воспитатель обращает внимание, что знак ударения всегда стоит над гласной буквой, и если сочтет возможным, то объяснит, почему это происходит. (Ударение — это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем его звучать громче, сильнее, протяжнее. А звучать, петь, тянуться могут только гласные.)

4.  Игровые упражнения.

— Подберите для поросенка, кота и зайца клички, которые состояли бы из двух слогов: Мурзик, Пушок, Черныш, Хрюша, Джек, Матроскин. Определите в них ударный слог.

— Вспомните, как звали трех веселых поросят из сказки С. Михалкова. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.) Подумайте над сложным вопросом: как поставить знак ударения в именах этих героев — на первой части, на второй или на двух сразу?

IV. Подготовка к письму. Проводится мероприятие по выбору воспитателя.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество