Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Знакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге; упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов.

Оборудование. Персонажи кукольного театра, счетные палочки, листы для письма.

Ход   занятия

I. Рассказы детей о том, что они знают о секретах слов.

II.   1.  Игра «Кукольный переполох».

Воспитатель, принимая на себя роль персонажей кукольного театра (утка, лиса, кукла Маша), стимулирует детей на включение в диалог с персонажами.

Куклы в большом замешательстве сообщают детям о том, что они не могут жить спокойно, так как в их словах-названиях исчезли гласные звуки: «Нас никто теперь не может назвать, потому что вместо слов слышится только кряхтенье, шипение: к — кл—, —тк—, л — с—о.

Воспитатель предлагает помочь куклам вспомнить какие-нибудь гласные и пропеть их. Можно подсказать, если дети их забыли (а, о, э, у, и, ы). Дети вставляют гласные в слова и произносят их целиком и по слогам нараспев следующим образом: ут-ка, кук-ла, ли-са.

2. Хоровое произнесение слов по слогам за воспитателем: ут-ка (две части, две гласные), ли-са (две части, две гласные).

Воспитатель делает вывод: гласные и согласные в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком (утка, лиса) и по частям (ут-ка, кук-ла). Такие части слова будем называть слогами.

III. 1. Игровые упражнения в делении двухсложных слов на части и определение количества слогов в слове.

Воспитатель рассказывает, как однажды дядя Федор решил учить кота Матроскина делить слова на части, на слоги.

— А как это на части? — спрашивает кот. — Я не знаю, как это делать.

— Послушай, — говорит дядя Федор, — как я буду произносить слово луна по слогам: лу-на, — и повторяй.

Дети повторяют за дядей Федором сначала хором и по группам, а потом индивидуально.

Педагог просит называть в словах первую часть, потом вторую, учит выделять в них гласные голосом, произнося их протяжно (зи-ма, ры-ба, ли-па и т. д.). Он обращает внимание детей, что в каждом слоге есть гласная.

2. Деление на слоги трехсложных слов можно проводить, как в предыдущем задании.

— Мы уже знаем, — говорит дядя Федор, — что слова бывают короткие и длинные. Это значит, что в словах может быть не два слога, а больше. Если ты, Матроскин, узнаешь, сколько слогов в слове собака, то получишь целую кружку парного молока.

— Я не хочу делить слово собака на части. Давай другое.

Дети помогают коту выбрать слово, в котором надо определить количество слогов (малина, молоко, береза).

Для определения количества слогов используются палочки или прием постукивания карандашом по столу.

Упражнения проводятся вместе с воспитателем.

— Повторяйте слово за мной и постукивайте, как я, карандашом по столу: бе-ре-за. Сколько раз вы ударили по столу карандашом, когда произносили слово береза по слогам? (Три раза, потому что в слове три части, три слога.)

Воспитатель помогает детям сделать обобщение: слова делятся на части, на слоги.

— Сколько слогов может быть в слове? (Два, три.) А есть ли слова, в которых только один слог?

Дети, используя палочки или прием постукивания, обнаруживают в словах гриб, лес, пол только один слог.

Педагог обращает внимание детей на то, что в каждом слоге есть гласный звук. Чтобы дети обратили внимание на него, следует подчеркнуто выделять этот гласный в слоге или вовсе опускать его при произнесении слога. В конце занятия воспитатель может спросить детей, кто из них догадался о секрете гласных звуков. В противном случае он его раскрывает сам: слово невозможно произнести без гласных («Вот они какие важные звуки!»), и в каждом слоге прячется гласный звук.

IV. Подготовка к письму. Проведение волнистых линий, обведение овальных и круглых предметов, нарисованных пунктирной линией.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество