Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии; совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием -и; работать с лексическим значением слов.

Оборудование. Картинки, панно букв.

Ход   занятия

1.   1.  Воспитатель    рассказывает    историю, (слегка протягивая) голосом звук [и].

— Я расскажу вам про двух друзей-товарищей. Мальчики И-и-и-горь и Ти-и-и-ма сидели на берегу реки-и-и. Они играли в камушки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и» — выводила она свои трели. Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Он тихо подошел к иве. На нижней ветке сидела желтая птичка — иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука.

— Как пела иволга? (И-и-и.) Песенка иволги похожа на звук [и]. При произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [и] — гласный.

II. 1. — Какие слова со звуком [и] вы запомнили? (Возможны наводящие вопросы воспитателя.) Педагог особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находится в начале слова в безударной позиции, в середине и конце слова.

2. Воспитатель предлагает детям объяснить значение слов (дать полный ответ).

Ива — это растение; иволга — это птица; изгородь — это забор; Игорь — это имя; свитер — это одежда.

3. — Игорь умел играть на дудочке. Он взял ее и сыграл такую песенку: аиу (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел повторить ее. Он понял, что песенка состояла из трех звуков. (Педагог повторяет песенку, загибая пальцы.) Первый — [а], второй — [и], третий — [у]. Разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.

Воспитатель предлагает детям разобрать следующие песенки (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):

иау (и-и-и-а-а-а-у-у-у);

ауи (а-а-а-у-у-у-и-и-и);

уиа (у-у-у-и-и-и-а-а-а).

4. Образование множественного числа существительных с окончанием -и.

— Игорь ходит в детский сад и очень любит его. Потому что здесь его друзья, любимые воспитатели. А еще потому, что здесь всего много. Дома у него один стульчик, а здесь стульчики.

Далее педагог называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.

III.   1.  Знакомство с буквой.

Педагог показывает карточку с изображением буквы Ии. Букву заселяют на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира № 4.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

IV. Игра «Скакалка».

Цель. Тренировать большие пальцы рук.

— У Тимы есть сестра Ира. Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалки). Вот так.

Дети встают: ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты (с напряжением) и ими производятся круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, затем в другую. Игра сопровождается четверостишием.

Прыгать Ирочке не лень,

Скачет Ира целый день.

Да и ночью бы скакала,

Но скакалочка устала.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество