Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Учить детей выделять звук [а] в ударной пози­ции в начале слова; начать знакомить с гласными звука­ми; упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукопод­ражательных словах; учить ориентироваться на плоскости листа (направление сверху вниз); проводить прямые ли­нии сверху вниз; знакомить с буквой Аа.

Оборудование. Набор картинок и игрушек, панно букв; индивидуальные листы белой бумаги с нарисованны­ми вверху тучками, карандаши на каждого ребенка; зву­ковые бусы.

Ход   занятия

I. 1. Воспитатель рассказывает сюжет, выделяя (про­тягивая) голосом звук [а] в словах.

— Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе дру­га. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на нее внимания. Мимо пробежала де­вочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идем со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пес нашел себе друга.

Девочку звали А-ня. Собачку она назвала А-лый, пото­му что а-стра, которую поднял пес, была а-лая.

Все эти слова, А-ня, А-лый, а-стра, а-лая, начинаются с одного звука. Когда я произносила слова, я выделила этот звук.

Назовите этот звук. (Звук [а].) Повторите слова со зву­ком [а].

Артикуляция звука. Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.

Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Бусинки в зву­ковых бусах, которые обозначают гласные звуки, будем обозначать красным цветом.

Характеристика звука. Звук [а] — гласный.

2. — Я буду называть слова. А вы повторяйте их, выде­ляя голосом звук [а], звук находится в начале слова: август, адрес, айсберг, аист, арка. (Если необходимо, введи­те объяснение значения слов детьми, а уточнение — вос­питателем.)

II. 1. — Наш Алый лаял по-особенному. Его лай всегда начинался со звука [а]. Угадайте, как он лаял: тяв, ав, гае, (Ав.)

2. — Какой первый звук здесь слышится? (Звук [а].) Определение последовательности звуков с использова­нием схемы — звуковых бус. В цепочке две бусинки; пер­вая бусинка — красного цвета.

3. — Собаки лают по-разному: одни громко, другие ти­хо, одни жалобно, другие весело. Покажите, как лаял Алый в следующих ситуациях: когда радовался Ане (громко), когда боялся разбудить хозяев (тихо), когда ле­нился (медленно), когда гонял соседских собак (громко и часто).

III.   1.  Знакомство с буквой.

— С каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком [а].) Я вам покажу знак-букву, которым обознача­ется звук [а]. (Показ буквы.) Все буквы будут жить в на­шей группе, в своем домике. (Показ панно букв.) В этом домике шесть этажей, на каждом этаже — 5—6 квартир. Буква Аа живет по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 1. (Дети с помощью педагога находят нужную клетку на панно и крепят к ней букву.)

2.  Анализ образа буквы.

Педагог рассматривает с детьми букву, спрашивает:

— Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палоч­ки длинные, одна — короткая.)

Педагог предлагает детям убедиться в правильности их наблюдений. Работа с ножницами. Дети разрезают роздан­ные им буквы. Выкладывают в ряд полученные элементы. Повторяют, какие элементы и в каком количестве нужны для получения образа буквы А.

3.  Синтез буквы.

Воспитатель предлагает из полученных элементов сно­ва сложить букву А.

4. Педагог предлагает определить пропущенный эле­мент буквы. (Буква А потеряла одну длинную палочку.)

«А» бежала по дорожке

И сломала себе ножку.

IV.  Упражнение  «Дождь идет»   на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз.

— Нам пора прощаться с девочкой Аней и ее новым другом псом Алым. Они очень помогли нам. Познакомили со звуком [а] и буквой А. Аня и Алый торопятся домой, так как на улице пошел осенний дождь. (Дети берут листы белой бумаги и карандаши.)

— Капли из туч полетели на землю. Где находятся ту­чи? (Вверху.) Как льется дождь? (Вниз.) Дождь идет сверху вниз. Нарисуем осенний дождь.

Дети рисуют дождь (прямые вертикальные линии). Воспитатель следит, чтобы их движения были направлены сверху вниз. Дети могут сопровождать действия тихим проговариванием слов сверху вниз.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество