Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами); учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподража­тельных и односложных словах.

Оборудование. Звуковые схемы для каждого ребенка; полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изоб­ражениями птиц и животных.

Ход   занятия

I. Дидактическое упражнение «Угадайка».

Цель. Вспомнить звуки окружающего мира, упражнять в обозна­чении их с помощью звуков человеческой речи.

Воспитатель задает вопросы; дети дают ответ через зву-ко- и словоподражание. Например: как завывает ветер? (У-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (Ш-ш-ш.) Как капает дождик? шумит чайник? тикают часы? (Кап-кап, с-с-с, тик-тик.)

Затем одни дети (или педагог) воспроизводят звуко- или словоподражание, а другие определяют, кто или что издает эти звуки. Допускается несколько вариантов ответов. На­пример: бум-бум (бьют барабаны, грохочет гром); з-з-з-з-з (комарики летят, работает электропила); шлеп-шлеп (мы бежим по лужам); р-р-р-р (собака рычит, мотор работает) и т. п.

Обобщение: звуки и слова кап-кап, тик-тик и др. подражают окружающим звукам нашего мира.

II.  Игровая ситуация «Секреты слов».

— Вы любите открывать тайны, узнавать секреты? Се­годня мы откроем необычные секреты — секреты слов. Итак, начнем.

1. Воспитатель предлагает детям послушать, как зву­чат слова, которые мы произносим. Зачитываются отрыв­ки из стихотворения А. Барто:

Скажи погромче

Слово «гром».

Грохочет слово,

 Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат».

И сразу мыши

Зашуршат.

— Почему грохочет слово гром и шуршит слово мы­ши! (В словах есть такие грохочущие и шуршащие звуки, как [р] и [ш],) Какие еще звуки живут в этих словах? (Де­ти определяют звуки в словах гром и мыши с помощью интонационного проговаривания, делают вывод, что слова состоят из разных звуков.)

2. — Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? (Да.) А можно ли в словах заменять один звук на другой? (Нет.) Давайте проверим.

Замените в слове гром звук [р] на звук [н]. Что получи­лось? (Новое слово. Дети объясняют значения слов.)

Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняются значения слов.

III.  Игровое упражнение «Звуки заблудились».

1. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Мы собрали васильки.

На головах у нас — щенки.

(венки)

— Можно ли назвать это стихотворение веселым, смеш­ным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своем месте.)

2. — Ребята, послушайте, я называю птиц: аис..., во-ро..., ...ница, ...кутка. (Воспитатель не произносит звуки в конце и в начале слов.) Вы знаете таких птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах.) Какие зву­ки и куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц? (Дети делают вывод о том, что у слова есть начало и конец.)

3. — Слово может быть коротким и длинным. Послу­шайте: сон, ночь, кит — короткие слова, в них мало зву­ков; электричество, муравейник — длинные слова, в них много звуков.

Закрепление. Дидактическое упражнение «Длин­ное— короткое». Цель. Упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова {в сравнении друг с другом).

Дети с помощью индивидуальных полосок бумаги (одна длинная, другая короткая) показывают, какое слово произно­сит воспитатель — короткое или длинное (аист — воробей; кит — корюшка; кот — крокодил; лев — мышка и др.).

Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.

4.  Звуковые бусы. Знакомство и работа со схемой.

а) Воспитатель раздает волшебные звуковые бусы, кото­рые помогут детям научиться слышать каждый звук в слове. Звуковые бусы представляют из себя цепочки кругов (как бы нанизанные на нитку бусины). Каждая бусинка — это услов­ное обозначение звука. Каждый ребенок получает по три зву­ковые схемы для слов из трех, четырех и пяти звуков.

б) Хоровое интонационное проговаривание слов и соот­несение их со схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры; котик, носик, репка).

Обобщающий вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец; звуки в слове выстраивают­ся в определенном порядке (следуют один за другим); их нельзя пропускать и заменять на другие звуки.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество