Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) сторо­не речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка.

Оборудование. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.

Предварительная работа. Вспомнить произведе­ние К. Чуковского «Путаница».

Ход   занятия

I. Игровая ситуация «Сказочный лес»,

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес.

— Представьте себя в лесу. Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать их.) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите?

Воспитатель задает уточняющие вопросы:

— Какие звуки издает жук? (Ж-ж-ж.) А кукушка?.. И т, д. (Дети произносят конкретные звуки.)

— Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки.)

— Знаете, именно в этом лесу однажды произошла ве­ликая путаница: все птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее написал? Давайте вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах исполь­зуется хоровая декламация.)

1.   Свинки с кошечками.

Свинки замяукали: Мяу, мяу! (Хором.) Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! (Хором.)

2.  Уточки и курочки.

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква! (Хором.)

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря! (Хором.)

3.  Воробышек с коровой.

Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! (Хором.)

Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик.)

— Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли по­меняться голосами и как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты путаниц с обязатель­ным озвучиванием.) Например: ворона стала лаять — гав-гав, а собака каркать — кар-кар.

— Кто из зверят был паинькой и советовал баловни­кам остановиться? (Заинька.) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором.)

Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне

Коровою!

Не летать лягушатам

Под облаком!

— При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее.) Кто помог зверятам поту­шить море? Когда зверята обрадовались и стали снова петь и кричать своим голосом?

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га! (Хором.)

Кошки замяукали:

Мур-мур-мур! (Хором.)

 Птички зачирикали:

Чик-чирик! (Хором.)

Лошади заржали: И-и-и! (Хором.)

зажужжали: Ж-ж-ж! (Хором.)

Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок нам всем надо вынести из этой сказки? (Каж­дый должен говорить своим голосом.)

II. Воспитатель читает рассказ Л. Пантелеева «Как по­росенок говорить научился».

Один раз я видел, как маленькая девочка учила поро­сенка говорить...

Она ему, я помню, говорит:

— Поросенок, скажи «мама»! А он ей отвечает:

— Хрю-хрю... Она ему:

—  Поросенок, скажи «дерево»! А он ей:

— Хрю-хрю...

— Скажи «цветочек»! А он:

— Хрю-хрю...

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю:

— Знаешь что, голубушка, ты бы ему что-нибудь по­проще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить... Попроси его, например, сказать «хрю-хрю».

Девочка немного подумала и говорит:

— Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю». Поросенок посмотрел на нее и сказал:

—  Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

— Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!

— Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает, общается человек, с помощью чего это про­исходит. Использует ли человек звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что использу­ют животные?

Воспитатель обобщает ответы детей: животные, как пра­вило, используют небольшое число звуков, часто одинако­вых в различных ситуациях. А человек в общении пользу­ется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце и т. д.). С помощью слова можно пере­дать (сообщить) свои мысли и желания близким и друзьям.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество