Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основание разработки Программы: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи»       
Заказчик Программы:     

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад № 48 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников (Далее ДОО)

Основные разработчики Программы:      Педагогический совет ДОО
Исполнители Программы       Коллектив ДОО, родители и воспитанники
Сроки реализации Программы:      2014-2019 годы
Механизм реализации Программы: Программа осуществляется в соответствии с основными направлениями деятельности и прилагаемым планом мероприятий. 

Основные направления деятельности Программы:     

I.  Медицинское обеспечение детей:

создание эффективной системы медико-социально-психологической поддержки детей на дошкольном этапе; совершенствование лечебно-диагностической помощи детям; обеспечение мониторинга состояния здоровья детей, посещающих ДОО, и факторов среды воспитания и обучения;

укрепление материально-технической базы.

 II. Управление здоровьем детей:

оптимизация системы медицинского обеспечения и укрепления здоровья детей в ДОО; создание постоянно функционирующей многоуровневой системы образования в области формирования здорового образа жизни; обеспечение использования безопасных технологий обучения в соответствии с возрастно-физиологическими возможностями организма детей на всём протяжении учебного процесса;

обеспечение контроля за подготовкой детей 5 - 6 лет к школе;

организация контроля за условиями обучения и воспитания в ДОО; обеспечение мониторинга состояния здоровья детей ДОО и факторов внутрисадовой среды обитания.

III. Подготовка кадров, профилактическая работа:

организация подготовки медицинских кадров, педагогов  и повышение их квалификации;

проведение постоянной разъяснительной работы среди детей и родителей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Сохранение здоровья участников образовательного процесса      

Пояснительная записка

       В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»

      Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из  приоритетных направлений работы нашего ДОО.

     Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Растем здоровыми», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

      Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОО:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов;

- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОО);

- конкурентное преимущество ДОО по физкультурно – оздоровительной работе;

- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);

- комплексная оценка здоровья  дошкольников (анализ заболеваемости: в  случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

- анализ результатов физической подготовленности детей;

- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОО (занятия, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

     Программа «Растем здоровыми», разработанная педагогическим коллективом нашего ДОО, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Цель программы:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОО, снижение заболеваемости. Формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи программы «Растем здоровыми»:

Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их  в различных условиях.

Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.

Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

Законодательно – нормативное обеспечение программы:

Закон РФ «Об Образовании».

Конвенция  ООН «О правах ребёнка».

«Семейный кодекс РФ».

Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания. СанПин 2.3.2. 1940-05».

Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

Устав ДОО.

Объекты программы:

- Дети ДОО;

- Педагогический коллектив;

- Родители детей,  посещающих ДОО.

Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная  интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления  на основе полученных данных);

- систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично,);

- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

Основные направления программы:

- валеологическое образование детей

- комплексное исследование здоровья детей

- физкультурно-оздоровительное

- консультативно-информационное

Программа реализуется  через следующие разделы:

- Укрепление материально – технической базы ДОО.

- Работа с детьми.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

№         Наименование мероприятия Сроки по годам

Испол

нители

2014  2015 2016  2017 2018 2019
1         Оптимизация санитарно-гигиенического благополучия ДОО: +       +       +       + + + Коллектив ДОО
1.1.         Участие в проведении семинаров, конференций, совещаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.        
1.2. Осуществлять ежегодный мониторинг деятельности ДОО по созданию условий для охраны и укрепления воспитанников ДОО по показателям: Соблюдение  натуральных норм питания детей; Здоровьесберегающая среда в ДОО; Дополнительные программы  оздоровительной направленности; Диагностика физической подготовленности детей ДОО; Состояние здоровья воспитанников ДОО.
1.3 Проводить анализ мониторинга с ежегодным подведением итогов деятельности воспитателей групп по созданию условий для охраны и укреплению здоровья воспитанников
1.4.         Продолжить работу  по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» 
2         Совершенствование системы физического воспитания детей      +       +       +       + + + Коллектив ДОО
2.1.         Использовать разнообразные формы и методы физического воспитания в ДОО для обеспечения физической потребности в движении не менее 6 часов в неделю.                                   
2.2.         Провести работы по благоустройству и оборудованию игровой площадки ДОО         
2.3. Организовать проведение физкультурных занятий на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях                            
2.4.         Внедрять физкультурно-оздоровительные мероприятия  в режим рабочего дня в процессе учебно-воспитательной работы                                            
2.5.         Осуществлять контроль, оценку качества и результативности физкультурно-оздоровительной работы в ДОО                   
2.6.         Осуществлять мониторинг физического развития и физической подготовленности детей ДОО, регулярное обсуждение и анализ его результатов        
2.7.         Обеспечить врачебно-педагогический контроль за организацией физического воспитания в ДОО            
2.8.         Мероприятия по оптимизации питания детей в ДОО:            
3         Проводить ежегодно сезонную (ноябрь-март) индивидуальную С-витаминизацию детей ДОО         +       +       +       +         + + Коллектив ДОО
3.1.         Проводить контроль фактического питания детей в ДОО                                
3.2.         Подготовка кадров, издательская деятельность    +       +       +       + + + Коллектив ДОО
3.3.         Организация проф.осмотров детей ДОО                           
3.4.         Продолжать работу по предотвращению жестокого обращения с детьми, нанесения вреда психическому и физическому здоровью детей                          
4.         Продолжать  работу в ДОО по вопросам здорового образа жизни       
4.1.         Организовать санитарно-просветительную работу с родителями по вопросам здорового образа жизни            

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

К ПРОГРАММЕ "Растем здоровыми" НА 2014 - 2019 ГОДЫ

Укрепление материально – технической базы:

-  музыкальный зал;

Физкультурный зал со всем необходимым спортивным оборудованием (приложение 1), в котором для проведения занятий имеется, музыкальный центр.

- имеются разные виды картотек:  подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами;  для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

- в каждой возрастной группе имеются физкультурные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

- работают специалисты: педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию;

- кабинет учителя - логопеда для индивидуальной коррекционной работы;

-  кабинет педагога-психолога. В кабинете имеется литература по вопросам коррекции и психодиагностики дошкольников, развивающие игры, центр воды и песка.

Основные направления программы

1. Валеологическое образование детей

Организованные виды деятельности с детьми направлены

в младшем дошкольном возрасте:

  • на развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;
  • на развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;
  • на развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через переживания;
  • на развитие представлений о групповом помещении ДОО, принадлежности к нему; освоение правил поведения в детском саду, доброжелательного отношения к другим людям;
  • на развитие положительного отношения к себе и к своему имени;
  • на развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек.
  • в среднем дошкольном возрасте:
  • на развитие представлений о своем теле:
  • а) знакомство с условным изображением строения человеческого тела;
  • б) органы чувств;
  • в) дыхательная и пищеварительная системы;
  • на развитие представлений о себе и своей семье.
  • в старшем дошкольном возрасте:
  • на приобщение к нормам здорового образа жизни;
  • обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.
  • во всех возрастных группах:
  • на занятиях по физической культуре и ритмике беседы и пояснения о пользе и влиянии на организм физических упражнений.

2. Комплексное исследование здоровья дошкольников

2.1. Исследование состояния здоровья детей специалистами здравоохранения, выделение “группы риска”, выявление других функциональных нарушений.

2.2. Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОО с целью динамичного наблюдения за их развитием.

2.3. Определение соответствия образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса) состоянию здоровья ребенка и своевременное выявление факторов риска для его здоровья и развития.

3.Физкультурно-оздоровительная работа.

3.1. Занятия по физкультуре всех типов: традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, занятия-зачеты, самостоятельные, интегрированные, музыкально-ритмические занятия, праздники, развлечения,

3.2. Система эффективных закаливающих процедур.

3.3. Активизация двигательного режима дошкольников.

3.4. Профилактическая работа с детьми.

4. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми:

4.1. реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей;

4.2. индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

4.3. коррекция нарушения осанки и плоскостопия

4.4. коррекция эмоционально-волевой  сферы

5. Консультативно-информационная работа:

5.1. сотрудничество с участниками педагогического процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников.

5.2. работа консультационного пункта

Работа с детьми.

     Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя 10 разделов:

1.     Диагностика.

- медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

- воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни;

- учитель – логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;

- педагог – психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы;

 - инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;

- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

     Итогом обследования является проведение медико – психолого-педагогического консилиума, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2 – 3 раза в год.

     При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

2.     Полноценное питание.

Принципы организации питания:

- выполнение режима питания;

- гигиена приёма пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильность расстановки мебели.

3.     Система эффективного закаливания.

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

     В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- соблюдение режима проветривания групп;

- правильная организация прогулки и её длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;

- сон в трусах и майке;

 - гимнастика после сна;

- мытьё прохладной водой лица и рук по локоть;

- полоскание рта водой;

- комплекс закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки «следы», «пуговицы», др. бугристые поверхности);

Методы оздоровления:

- ходьба по песку (летом), коврику (в межсезонье).

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);

- хождение босиком по спортивной площадке (летом);

 - релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

 - использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

4.     Организация рациональной двигательной активности.

     Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);

- медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

     Формы организации физического воспитания:

- физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

- туризм (прогулки – походы);

- дозированная ходьба;

- оздоровительный бег;

- физкультминутки;

- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми;

     Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

- Традиционные.

- Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.

- Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.

- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч).

- Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

- Занятия – зачёты для проведения диагностики по основным видам движения и развития и физических качеств (1 раз в квартал).

- Занятия – походы.

- Занятия в форме оздоровительного бега.

- Музыкальные путешествия – тесная интеграция  музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.

- Занятия на «экологической тропе». Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность  прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%.

     Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

В перспективе:

Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки  и плоскостопия.

Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода.

5.     Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (четырёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.

- Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

- Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

6.     Создание представлений о здоровом образе жизни.

     Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

·  Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

· Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

·  Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

·Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

· Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

· Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

·Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

·   Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.

· Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

7.     Применение писхогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Принципы:

· выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;

·применение психолого – педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии;

· обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;

· создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОО в целом;

·  обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;

·  организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;

· использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

· рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;

· использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

     Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:

- Оборудована комната психологической разгрузки, как для детей, так и для сотрудников.

- В детском саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей.

- Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.

- Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

- Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

- В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

- Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальные руководители и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Науруз», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Большой популярностью стали пользоваться как у родителей, так и у  детей музыкальные представления.

- Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.

- Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.

- Большая роль в психо-коррекционной работе отводится  музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка.

Перспектива

Учить детей приёмам релаксации.

Продолжать использовать в работе элементы психогимнастики.

8.     Коррекционно - педагогическая работа с детьми.

Цель:

- Устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

     Организация и проведение логопедической работы осуществляется логопедом детского сада в несколько этапов:

- комплексное обследование речи детей;

- отбор в индивидуальные подгруппы;

- составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);

- обеспечение промежуточного и игрового контроля;

- анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

     Помимо непосредственной работы с детьми логопед участвует в  проведении круглых столов (консилиумов), ведёт консультативную коррекционно – педагогическую работу с родителями.

Перспектива:

Организация платных услуг логопеда для неорганизованных детей.

Подбор комплексов упражнений по логоритмике.

9.     Лечебно - профилактическая работа.

     Осуществляет педиатр детского сада, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию. В неё входят:

- профилактика нарушения осанки, плоскостопия.

- витаминотерапия: витаминизированные напитки.

     Лечебно-профилактическую работу осуществляют педиатр детского сада, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, воспитатели. Она включает в себя:

1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

2. подвижные игры и физические упражнения на улице.

3. Утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями.

4. Дыхательную гимнастику после сна.

5. Спортивные игры и соревнования.

6.  Закаливание стоп (хождение по ребристой поверхности).

7.  Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.

8.  Общекорректирующие упражнения.

9.  Элементы психогимнастики, релаксации.

10. Летне-оздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:

Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

Физкультурные занятия в на улице;

Туризм;

Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;

Интенсивное закаливание стоп;

Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

Работа с педагогами.

     Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

- просветительная работа по направлениям программы «Растем здоровыми» и т.д.;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

- консультации воспитателей по основам здоровьесберегающих технологий;

- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОО новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе.

3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного  учреждения.

4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.

5. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

6.Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

8. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.

10. Пропаганда здорового образа жизни.

11. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

·    Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

·   Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

·   Необходимо широкое использование игровых приёмов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

·   Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

·  Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

·Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.

·   Беседы, валеологические занятия.

· Психологические тренинги.

Работа с родителями.

     Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

     Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

     Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
  • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
  • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
  • Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

     Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3. Дни открытых дверей.

4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.

5.Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

6. Совместные занятия для детей и родителей.

7.  Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача).

8.  Родительский всеобуч: клуб «Растем здоровыми».

9. Организация совместных дел.

     Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

  • Структура семьи  и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
  • Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
  • Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.
  • Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
  • Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

 Методы, используемые педагогами в работе:

Анкета для родителей.

Беседы с родителями.

Беседы с ребёнком.

Наблюдение за ребёнком.

Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

Посещение семьи ребёнка.

     С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.

5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

7. О питании дошкольников.

8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.

9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

План на ближайшие 3 – 4 года.

Продолжить  проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.

Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).

Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.

Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  • Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  • Обеспечение статистического учёта, контроля и анализ  на всех уровнях.
  • Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении  здоровья дошкольников.
  • Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Кадровое обеспечение программы «Растем здоровыми»

Заведующая ДОО:

- общее руководство по внедрению программы «Растем здоровыми»;

- ежемесячный анализ реализации программы;

- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Заместитель заведующей во воспитательной работе:

- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Растем здоровыми»;

- проведение мониторинга (совместно с пед. персоналом);

- контроль за реализацией программы «Растем здоровыми».

Педагог – психолог:

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- охранительный режим;

- коррекция отклонений в психическом развитии;

- методы психологический разгрузки.

Логопед:

 - устранение речевого дефекта у детей;

- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Медицинская сестра:

- обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

- составление индивидуального плана реабилитации;

 - гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

Зам. заведующей по АХЧ:

- создание материально – технических условий;

- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Растем здоровыми».

Инструктор по физкультуре:

- определение показателей двигательной подготовленности детей;

- коррекция отклонений в физическом развитии;

- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).

 Шеф – повар:

- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;

- проведение краткосрочной диетотерапии.

Воспитатели:

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- пропаганда ЗОЖ;

- закаливающие мероприятия;

- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

- дыхательная гимнастика;

Младший обслуживающий персонал:

- соблюдение санитарно – охранительного режима;

- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент