Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

 

Примечание. Все наблюдения планируются в свободной последовательности в зависимости от возможно­сти и наличия наблюдаемых объектов, каждое наблюдение неоднократно повторяется, внимание детей привлека­ется к 1—2 качествам объекта. Аналогично планируются наблюдения за сходными объектами.

 

Тема

Задачи

Комментарии к организации наблюдений

Осень

1. «Мы на клумбу с ло­паткой пришли...» Наблюдение за цветущи­ми растениями на осен­ней клумбе   (настурции, сальвии и др.)

Развивать у детей представления о растениях: цве­ты не только очень красивые, они живые, растут, радуются солнышку. Демонстрировать детям зависимость жизни расте­ний от тепла и света: «Если взять цветочек в груп­пу, он будет долго-долго жить в тепле». Развивать у детей способность чувствовать красо­ту и выражать свое отношение мимикой, жестом, словом

Сразу после наблюдения выкапывается кустик цветов для посадки в группе. Можно использо­вать стихотворный текст.

Мы на клумбу с лопаткой пришли

И с собою цветок унесли.

И сказали мы сальвии ласково:

«Не бойся, сальвия красная!

Расти, на окошке — тепло и светло.

Ты будешь на осень глядеть сквозь стекло!»

2. «Листопад» Наблюдение за осенними листочками

Развивать у детей способность к наблюдению лис­топада; подводить детей к самостоятельному вы­воду: «Листочки падают, потому что стало холод­но».

Активизировать в речи детей глаголы (падают, опадают, облетела).

Вызвать эстетический отклик на красоту осеннего парка (сквера); создать настроение ласкового со­чувствия к деревьям, теряющим листву

После наблюдения детям предлагается игра «Ветерочек»

3. «Золотой ковер» Наблюдение за осенними листочками

Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоци­ональный отклик (восхищение, радость) на разно­образие красок, форм и размеров опавших листь­ев.

Побуждать малышей узнавать и называть листоч­ки клена, рябины (как перышки), березы; нахо­дить деревья, с которых они слетели

После наблюдения малыши собирают листоч­ки в букеты для коллекционирования — «са­мые большие», «самые маленькие», листочки желтого цвета и его оттенков, листочки крас­ного цвета и его оттенков.

Проводится игра «Шур-шур-шур»

4. «Облака       бегут     по небу»

Наблюдение за облачным небом

Развивать у детей элементарные представления (облака летят высоко-высоко, облака большие, облака могут менять форму, цвет).

Побуждать детей замечать простейшие взаимосвя­зи (наличие ветра и движение облаков).

Воспитывать у малышей интерес к данному явле­нию природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнулись, изме­нили форму, на кого стали похожи?)

Предложить сразу после наблюдения побегать с вертушками, которые подарили старшие дети

5. «Чудо-одеяло» Наблюдение за небом в сплошной облачности

Продолжать развивать у детей представления об осеннем небе (облака могут укутывать все небо, быть такими большими, что даже солнышка не видно).

Развивать внимательность.

Обогащать и активизировать словарь прилагатель­ных (густые, серые).

Вызвать у детей интерес и желание наблюдать за облаками по собственной инициативе

После наблюдения в свободной беседе с детьми воспитатель отмечает, в какую погоду бывают такие облака

6. «Дождик,       дождик, кап да кап» Наблюдение   за дожди­ком

Развивать у малышей представления о дожде (дож­дик может быть мелкий, тихий; дождик может быть сильный, частый; дождик льется из тучки).

Обогащать и активизировать словарь прилагатель­ных.

Побуждать детей замечать связь между погодой и одеждой.

Помогать детям выражать свои впечатления в игре, рисунке

Можно предложить детям игру «Солнышко и дождик».

В   группе     отметить   на большом     календаре (С. Н. Николаева «Юный эколог») дождь соот­ветствующим символом (тучка с капельками)

7.   «Храбрая елочка» Наблюдение за елочкой

Развивать представления детей о своеобразии ели (иголочки у нее не опадают, елочка остается зеле­ной, даже когда холодно, елочка смелая, храбрая, не боится осеннего холода).

Вызвать восхищение елочкой, которая не боялась холодов, пробудить чувство любования ее красотой

Прочитать стихотворение «Приходите к Елочке»:

Пусть в небе листья кружатся,

И близко холода,

Зеленые иголочки не сброшу никогда!

Вы только поглядите

На мой наряд лесной,

Вы только приходите поговорить со мной.

После наблюдения можно вспомнить другие стихи, хороводы, поиграть в прятки с игрушка­ми около елочки

8. «Стало холоднее» Наблюдение за прохожи­ми в осенней одежде

Развивать у малышей предпосылки наблюдатель­ности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают более теплую одеж­ду (куртки, головные уборы); увеличивается коли­чество предметов одежды (перчатки, шарфы). По­чему мы так одеваемся? При рассматривании активизировать в речи детей названия предметов одежды; закреплять знание основных цветов.

Воспитывать у малышей навыки взаимопомощи при сборе на прогулку, во время наблюдений

 

Подобное наблюдение планируется второй раз в дождливую погоду. Внимание привлекается к зонтикам,   непромокаемой обуви,     поднятым капюшонам.     Рассмотреть     одежду     детей. В группе желательно провести дидактическое упражнение «Оденем Таню на прогулку» (под­бираются предметы одежды, которые обсужда­лись в наблюдении). Разместить на видное место 2—3 кукол-девочек и кукол-мальчиков с различными наборами одежды для самостоятельных игр

9. «Кто в листочках за­шуршал?»

Наблюдение за ветром

Показать детям, как можно «найти», «увидеть» ве­тер. Развивать их познавательную активность, же­лание наблюдать явления природы, учить замечать ветер по косвенным проявлениям. Дети замечают листочки, бегущие по земле, колеблющиеся от вет­ра веточки (не больше 1—2 объектов за один раз). Воспитывать у детей осторожность и предусмот­рительность: заслонять лицо, отворачиваться от слишком сильных порывов ветра, чтобы не засо­рить глазки

Подвижная игра «Ветерочек». Можно прочи­тать детям стихи:

Кто в листочках зашуршал,

Кто по веткам пробежал?

Крутит в воздухе бумажки,

Дует мне за воротник ...

Он веселый и нестрашный —

Ветер, ветер, озорник!

10.   «Синий-синий иней»

Наблюдение за явления­ми первых заморозков

Развивать у детей сенсорные способы познания природных явлений (характер поверхности, тем­пература льда). Показать иней на траве, кирпич­ной стене, сетке ограды. Вызвать чувство удивления, восхищения своеоб­разием природных явлений. Формировать предпосылки логических умозаклю­чений (замерзание воды в лужах связать с холод­ной погодой)

Можно позволить детям порезвиться, попры­гать в мелких замерзших лужах, послушать, как шуршат     и       позванивают     разлетающиеся льдинки

11. «Что за птица?» Наблюдение за сорокой

Развивать у детей общие представления о сороке, замечая     ее   забавные повадки     (сорока скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом). Воспитывать у малышей ласковое, дружелюбное отношение к живым существам, выражая его в словах «сорока-белобока»

Можно прочитать детям шутливую чистоговорку:

Три сороки, три сороки

В красной таратайке

По тропинке, по дороге

Прикатили к зайке.

12. «Сорока-белобока»

Наблюдение за сорокой

Продолжать развивать представления о птицах, фиксируя внимание на особенностях строения тела — голова, крылья, хвост, две ножки. Привлечь внимание малышей к праздничному на­ряду сороки: бока и животик белые, а крылья и длинный хвост черные, блестящие. Вызвать эстетический отклик, симпатию к наряд­ной сороке

Можно привлечь родителей к установке круп­ной стационарной зимней кормушки на нож­ке-подставке, с крышей. Это прекрасная воз­можность нравственного воспитания ребенка. Дети присутствуют при сооружении кормушки и знакомятся с будущей привлекательной дея­тельностью — кормлением птиц: «Прилетит к нам сорока — мы и ее угостим...»

Зима

1. «Белый     снег   пуши­стый...»

Наблюдение за снегопа­дом

Развивать у детей общие представления о снеге (холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят; тают на ладошке). Активизировать словарный запас (снег, снежинка, кружится), расширять его (снегопад, замело). Учить восхищаться красотой снегопада, запоро­шенных снегом аллей

Можно прочитать строки из стихотворения:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится...

Предложить детям полетать, покружиться, как снежинки

2. «Где     же   листочки?»

Наблюдение за деревья­ми

Развивать представления о закономерных повто­ряющихся явлениях (холодно, деревья спят). Связать с понятием о времени года (не побуждая детей к повторению). Закрепить представления о строении дерева: ствол, ветки без листочков (возможно, уже в снегу)

Детям предлагаются стихи «Тополь спит в на­рядных блестках...»

3. «В синей шапочке из ситца...»

Наблюдение за синичкой на дереве

Учить малышей замечать быстрые передвижения синички по стволу дерева, связать действия птич­ки с поиском корма (ищет букашек в щелочках, в трещинках). Побуждать   детей     отражать   свои   впечатления в речи. (К оперению в этот раз внимание не при­влекается, но возможные отклики и высказыва­ния детей на эту тему обязательно надо поддер­жать и прокомментировать.) Вызвать живой эмоциональный отклик, интерес к птичке, ее повадкам

В   группе     детям   предлагается   игра     «Тинь-тинь-тинь!»

4.   «Снег на крыше, на крылечке...»

Наблюдение за свежевыпавшим снегом

Развивать у детей способность замечать необыч­ное в природе: свежевыпавший снег, его белизна, температура; пробуждать интерес к снегу как к не­обычному материалу (в снегу остаются следы, на нем можно рисовать). Показать детям, как снег разлетается от взмаха руки, учить находить следы людей (и свои собственные!), собаки, птички (необязательно всех сразу — можно подождать до следующего наблюдения). Учить пользоваться печатками для снега. Учить замечать красоту в окружающем

После наблюдения детям можно предложить неострые палочки и печатки для самостоятель­ного рисования на снегу

5. «Белая     береза   под моим окном...» Наблюдение за деревья­ми в инее

Воспитывать у детей эстетические чувства от кра­соты окружающей природы. Побуждать малышей к самостоятельному поиску элементов объекта, выделению их (иней на кусти­ке, на рябинке, на березке). Показать родство, однотипность инея и снега (хо­лодный, как снежок; тает, как снежок). Учить отражать в речи эти впечатления

Вечером можно «на ушко» предложить малы­шу, отправляющемуся домой, показать маме «красивые деревья». Маме порекомендовать расспросить ребенка или «удивиться», увидев иней

6. «Наша Тинька» Наблюдение   за     синич­кой

Развивать у детей умение наблюдать за перемеща­ющимся объектом в течение некоторого времени, отмечая его внешние характеристики (цвет, ярко окрашенная грудка, «шапочка» синицы, темный хвостик), и называть. Вызывать чувство любования, восхищения   ма­ленькой красивой птичкой

Родителям предлагается изготовить дома не­большие кормушки (подвесные, на проволоч­ном стержне и т. п.) с салом и крупой для сини­чек. Привлечь внимание малышей к этому со­бытию

7.   «Потемнело   во     дво­ре...»

Наблюдение за большой снеговой тучей

Побуждать детей замечать своеобразие зимнего неба, изменение освещения, связывая не только со временем суток, но и с наличием облачности (туча большая, синяя — солнышко закрыла, по­темнело...)

Когда начнется снегопад, детям предлагается самостоятельно рассмотреть снежинки, кото­рые упали на шубки детей, на скамеечки, ветки кустов... (возможно использование лупы)

8. «Птичья столовая» Наблюдение за птицами на кормушке

Продолжать развивать у детей общие представле­ния о птицах (летают, клюют, есть крылья, хвос­тик). Учить различать голубя, воробья, называть их. Воспитывать желание позаботиться; вызвать эсте­тический отклик

На кормушку могут прилетать сразу несколько видов птиц. Такое наблюдение проводится ре­гулярно. Оно будет особенно действенно в вос­питательном отношении, если привлечь ребен­ка к насыпанию пшена, семян подсолнечника на кормушку. Также детям предлагаются игрушки-птички на прогулке и в группе для самостоятельных игр на тему «Кормушка»

9. «...Каждый     поднял воротник...» Наблюдение за прохожи­ми в зимней одежде, а также за одеждой детей

Создавать предпосылки к развитию у детей эсте­тического вкуса, любознательности, интереса к происходящему вокруг. Показать разнообразие предметов зимней одежды. Активизировать в речи их названия (шапка, шуба, варежки, валенки и др.) и качественные характери­стики (меховая, теплая, пушистые)

Следует поддержать желание детей самостоя­тельно наблюдать и рассказывать взрослому о зимней одежде прохожих

10. «Галка села на забо­ре...»

Наблюдение за птицами

Продолжать развивать у детей элементарные пред­ставления о птицах. Учить малышей узнавать и называть голубя, воробья, ворону. Активизировать в речи детей словарь глаголов {ле­тают, скачут, подпрыгивают, машут крыльями, подрались и т. д.) и прилагательных (пугливые, весе­лые). Формировать у детей предпосылки эмпатии (птицы, как и люди, могут быть с разными характерами)

Подобные наблюдения могут проводиться как около стационарной кормушки, так и на груп­повом участке. Воспитатель привлекает внима­ние в первую очередь к поведенческим прояв­лениям птиц (подвижность воробья, важность вороны)

11. «Морозов     в   шубке не боюсь»

Наблюдение за собакой

Развивать у детей общие представления о собаке (лает, машет хвостом). Показать функциональное значение шерсти у со­баки (у детей шубы, а у собаки шерстка). Формировать у детей предпосылки эмпатии к до­машним животным (собака резвится, бегает — она любит гулять так же, как и дети)

Можно прочитать стихи 3. Александровой «Выпал снег, Упал мороз...»

12. «Раз — снежок, два — снежок»

Наблюдение за снегом в оттепель

Познакомить детей со свойствами мокрого снега. Показать малышам, что из мокрого снега можно лепить снежки, фигуры. Показать постройки, выполненные старшими де­тьми. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, навыки сотрудничества

Это наблюдение сопровождается практически­ми действиями: дети пробуют, проверяют, учатся. Сразу после наблюдения дети вместе с взрослыми лепят из снега снежки, пирожки, снежный заборчик, домик из комьев. Подго­товьте для таких интересных и полезных заня­тий игрушки-заместители — малыши дополнят и украсят ими свои «произведения» (цветные трубочки от старых фломастеров — свечки для снежного торта; пластмассовые кубики — украшение юбочки снежной куклы, которую вы     сделаете   с   подгруппой   детей,     и   т.д.)

Весна – начало лета

1.«Снег теперь уже не тот...»

 

Наблюдение за таянием снега

Развивать у детей элементарные представления о сезонных   явлениях неживой   природы     (таяние снега), показать изменения внешнего вида снега. Активизировать словарь детей (сырой, тает, лу­жицы). Воспитывать у детей живой интерес к окружаю­щему, умение радоваться происходящему в при­роде

Внимание детей привлекается к осевшим сугро­бам, возникшим с южной стороны снеговым лужам. Если лужа большая, можно предложить малышам пустить в нее лодочки, которые пода­рили старшие дети. Наблюдение   повторяется   достаточно   часто, чтобы дети видели динамику происходящих из­менений (маленькая лужица и большая лужа; высокие сугробы и осевшие, низкие). Наблюдая за ручейком, можно приговаривать: «Снежок лежал, лежал да ручейком побежал»

2.«Растет она вниз го­ловой...»

 

Наблюдение за сосуль­ками

Развивать у детей способность к наблюдению за таянием     снега,   появлением луж,     сосулек,   ка­пелью. Воспитывать интерес к явлениям природы, а так­же осторожность (сосульку нельзя грызть и ли­зать — она холодная, варежки в луже становятся мокрыми)

Наблюдение проводится в морозную и солнеч­ную погоду, чтобы показать сосульку в покое и явление капели. Можно показать сценку с двумя куклами, одна из которых хочет попробовать сосульку, а дру­гая отговаривает с убедительными аргументами

3.   «Уж трава моя шел­ковая...»

Наблюдение за первой травкой

Развивать у детей представления о том, что расте­ниям нужно тепло. «Растаял снег, пригрело сол­нышко, и проснулась травка, стала расти...». Расширять словарный     запас ребенка   (травка, зеленая). Воспитывать   бережное     отношение   к   первой травке

Во   время     наблюдений   воспитатель напоми­нает детям, что бегать по газону и рвать травку нельзя. Используется фольклорный текст: «...Затоптали меня малые детушки, играючи...»

4.«Красный   сарафан­чик, черные горошки...»

Наблюдение   за   божьей коровкой

Развивать у детей элементарные представления о насекомых (жучок ползает, летает, красный с чер­ными горошками, на голове усики). Воспитывать гуманное отношение к маленькому живому существу

После наблюдения детям читается текст стихо­творения «Красный сарафанчик, черные го­рошки...». Божью коровку можно понаблюдать на листоч­ке, на ладошке, посмотреть, как она улетает, раскрыв крылышки. Можно использовать лупу

5. «Солнышко-колоколнышко» Наблюдение за весенним солнышком

Побуждать детей замечать, как ярко и весело мо­жет светить солнышко. Вызвать у детей чувство радости, желание выра­зить свое отношение словом, мимикой, жестами. Расширять словарь прилагательных {яркое, лучи­стое, веселое)

Можно посмотреть на солнышко через темные очки. После наблюдения поиграть с солнечны­ми зайчиками (у стены здания, веранды) с по­мощью зеркальца. Прочитать стихи:

Солнце светит всем зверушкам:   Птичкам, зайкам, даже мушкам,

Одуванчику в траве,

Белой чайке в синеве,

Даже кошке на окне,

И, конечно, мне!

6.«Дождик-дождик, пуще!..»

Наблюдение за весенним дождиком

Развивать у детей элементарные представления о дожде (дождик сильный, дождик льет, дождик ка­пает: «кап-кап», дождик прошел. Все радуются дождику — и травка, и цветы, и деревья). Продолжать развивать наблюдательность (после дождя земля мокрая — дождик намочил)

После наблюдения можно прочитать стихи:

Льется дождик с высоты,

Рады травки и цветы,

Рады клены, тополя,

Рада мокрая земля!

Если есть возможность, понаблюдайте из окна за прохожими, которые быстро идут, прячутся от дождя под зонтом

7. «Веселый, луговой...»

Наблюдение за одуван­чиками

Развивать у детей элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать одуванчики и называть их. Расширять словарь прилагательных (желтые, зо­лотистые, как солнышко). Воспитывать чувства симпатии, бережного отно­шения к растению

После наблюдения детям читаются стихи:

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин — Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши — Цветок, как ты, живой!

8. Наблюдение за ветер­ком («Ветерок проснул­ся разом...»)

Развивать у детей сенсорное восприятие и эмо­циональный отклик (радость, удивление): дует ве­тер теплый, ласковый; предложить послушать, как он шумит в молодой листве. Предложить детям «поискать» ветер (деревья ка­чаются, травка шевелится, покачивается). Вызвать у детей интерес к данному явлению при­роды

После наблюдения детям можно раздать сул­танчики, вертушки

9. «Зелененькие листи­ки, и нет зимы...» Наблюдение за распус­канием листьев на дере­вьях

Продолжать развивать элементарные представле­ния о том, что на деревьях есть листочки (малень­кие зеленые листочки). Воспитывать чувство радости, вызвать эмоцио­нальный отклик

Такое наблюдение проводится неоднократно, детям можно предложить найти большой и ма­ленький листочек, понюхать душистый аромат свежести

10. «Зеленейся,     зеле­нейся...»

Наблюдение за распус­тившимися     молодыми листочками

Развивать у детей способность к самостоятельным наблюдениям. Подводить малышей к выводу: «Ве­тер дует, листочки шумят». Воспитывать чувство бережного отношения к объ­ектам живой природы («Мы не ломаем зеленые веточки»)

 

11. «Как молоком обли­тые...»

Наблюдение за цветени­ем фруктовых деревьев

Развивать у детей элементарные представления о цветущих растениях, сенсорное восприятие (пред­ложить понюхать склоненные веточки того или другого дерева, полюбоваться белыми, розовыми цветами). Показать на цветущем газоне яблоньку, вишню и т. д. Вызвать у детей эстетический отклик на красоту цветущих растений

Можно предложить детям стихи:

По дорожке я пойду,

Чудо-яблоньку найду.

Посмотри, какая

Яблонька большая!

Я до веточки достану,

А цветочки рвать не стану!

После наблюдения предложить детям порисо­вать цветными мелками прямо на асфальте около цветущего деревца. Воспитатель рисует ствол и веточки, а дети яркими пятнами — бе­лые, розовые цветы

12. «Грачи прилетели»

Наблюдение за птицами

Продолжать развивать у детей элементарные пред­ставления о птицах (поют, радуются, строят себе домики-гнезда). Поощрять и поддерживать самостоятельные на­блюдения за птицами

После наблюдения можно спеть детям старин­ную детскую песенку «Птичка под моим окош­ком...»:

Птичка под моим окошком

Гнездышко для деток вьет:

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик делать хочет, Солнышко взойдет-зайдет —

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет!

13. «В     сарафане   крас­неньком...»

Наблюдение за прохожи­ми в летней одежде   и одеждой детей

Развивать у детей элементарные представления о предметах одежды. Активизировать словарь детей (платье, сарафан, майка, шорты, трусики, носочки). Развивать сенсорное восприятие цвета одежды («У Коли желтая майка, у Наташи — белое пла­тье»)

2—3 куклы — девочки и мальчик — «собирают­ся на прогулку» вместе с детьми. Одежда кукол также обсуждается

14.   «Одуванчик   белого­ловый...»

Наблюдение за белыми одуванчиками

Развивать у детей элементарные представления о жизни одуванчика во время его цветения. Вызвать у детей желание полюбоваться летящими пушинками,   белоснежными головками     цветов; эмоциональный отклик на интересное явление (подули на одуванчик — полетели пушинки)

Об одуванчике можно прочитать и выучить с детьми маленький стишок-загадку:

Был цветок — как желток,

А теперь он — как снежок.

Дом, в котором   мы живем

«У меня живет цве­ток»

Наблюдение за цветущей геранью

Развивать у детей элементарные представления о том, что растения живые (пьют водичку, любят, когда светит солнышко). Предложить     детям   показать   листочки,     цветы; определить цвет и величину листочков, цветков. Вызвать симпатию, нежность к цветущему расте­нию, желание позаботиться о нем

Необходимо полить герань сразу после наблю­дения, прочитать стихи Ю. Мориц «У меня жи­вет цветок»

2. «Новые цветочки!» На­блюдение за цветущей ге­ранью

Продолжать развивать   у детей   элементарные представления о том, что растения — живые су­щества (растут, меняются). Побуждать детей к наблюдению за распустивши­мися цветами

Сюжетный этюд «Польем цветы» (воспитатель, а затем ребенок «поливают цветочки» — детей, красиво опустившихся на ковер со сложенны­ми ладошками-цветами, которые «расцветают» от радости). После повторного наблюдения можно предло­жить нарисовать цветы: воспитатель рисует стебель и листья герани, а дети тычками с круг­лым срезом — много мелких цветочков вокруг черешков-палочек

3. Наблюдение «Веселые овощи»

Развивать у детей элементарные представления об овощах (огурец, морковь, помидор). Развивать сенсорное восприятие, побуждая детей к обследованию овощей. Активизировать словарь прилагательных (крас­ный, зеленый, круглый, длинный)

Наблюдение проводится с небольшой подгруп­пой детей. Для подобного наблюдения необхо­димо подготовить набор овощей по 2—3 каждо­го вида разных размеров. Заранее нарезают ломтиками и кружочками такие же овощи и раскладывают на нескольких тарелках. Взрос­лый эмоционально комментирует их выбор, побуждает к высказываниям. Можно использовать стихотворные тексты из раздела «Ура! Пикник!»

4. Наблюдение «Ай да фрукты!»

Развивать у детей элементарные представления о фруктах. Активизировать и расширять словарный запас детей (яблоки, груши, сливы, апельсин и др.). Побуждать детей     к   общению   друг   с другом («Саша, хочешь фрукты? Будешь угощать своего друга?»)

Фрукты (по 2—3 каждого вида) помещаются в разноцветные коробочки. Дети самостоятельно открывают коробочки (возможно, преодолевая вначале какие-то препятствия: развязать бан­тик, расстегнуть замочек и пр.), рассматривают и сравнивают фрукты. Фрукты для дегустации нарезают ломтиками, разделяют на дольки.

Можно использовать стихотворения:

А это — наша груша

В коричневых веснушках.

Грушу сладкую, большую

На тарелку положу я.

Я одна не буду есть —

Кто же фрукты любит здесь?

Нам ласковая яблонька

Прислала яблоки:

«Всех ребяток угощу,

Никого не пропущу!»

Образная игрушка «поможет» ответить на во­просы, наладить общение

«Добродушный   тол­стячок»

Наблюдение за морской свинкой

Побуждать детей к наблюдению за морской свин­кой. Показать детям особенности строения, внешнего вида (маленькая с блестящими темными глазка­ми), поведения животного (сидит, бегает, грызет, посвистывает). Поощрять эмоциональный отклик, который вы­ражается жестами, мимикой, высказываниями ма­лышей

Морская свинка может появляться в группе много раз. Во время наблюдений отмечайте ее действия, ухаживайте за ней вместе с малы­шами

«Рыбки — это не иг­рушки...»

Наблюдение за рыбкой в аквариуме     (вуалехвост или золотая рыбка)

Развивать у детей элементарные представления о рыбке,   особенностях ее поведения, кормления (живет в воде, у нее есть тело, плавники, хвост, рыбка движется с помощью них, берет корм с по­верхности воды). Поддерживать интерес к обитателям аквариума

Во время наблюдений малышей следует при­влекать к кормлению рыб. Можно организовать наблюдения с детьми за улиткой

7. «Холодный гость» Наблюдение за   снегом, принесенным в помеще­ние

Развивать у детей реалистические представления о снеге. Познакомить со свойствами мокрого снега (мягкий, лепится). Предложить детям надеть варежки и полепить из снега в тазу

К наблюдению и последующим играм можно привлечь образную игрушку, например Пет­рушку, который показывает детям, как можно лепить из снега колобок

8. «Зеленый хохолок» Наблюдение   за     ростом стрелок зеленого лука

Развивать у детей элементарные представления о том, что растения — живые, нуждаются в воде. Познакомить детей с частями растений (малень­кие стрелки лука и корни в воде). Обогащать и активизировать словарь детей (лук, корешки, стрелы)

Дети наблюдают за одной пророщенной в воде луковицей. Это наблюдение повторяется пери­одически, дети должны видеть, как увеличивают­ся в размерах побеги-стрелки, корни луковицы. Можно дать имя луковице — Зеленый Хохолок

9. «Зимний огород» Наблюдение и труд (по­садка     непророщенных луковиц)

Развивать у детей элементарные представления о том, что растениям для роста нужна вода и почва. Познакомить детей со способами посадки лука, поддерживать самостоятельные действия. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время труда

Дети должны часто навещать свой «огород», на­блюдая за переменами, поливать лук при помо­щи взрослых. Следует показать малышам, как делать лунки маленьким совочком с выемкой и опускать туда луковицы до половины, поливать маленькой леечкой, обязательно без ситечка

10. «Самый-самый» Наблюдение за камешка­ми из коллекции

Развивать у детей элементарные представления о предметах неживой природы — камешках, ракуш­ках и др. Развивать сенсорное восприятие, побуждая детей определять разнообразные свойства камешков с помощью обследовательских действий. Активизировать и   обогащать словарный запас (большой — маленький,   легкий — тяжелый,   глад­кий — шершавый)

Подробно работа с коллекционными материа­лами отражена в разделе «А чьи это камешки?». После наблюдения-любования желательно пе­рейти к дидактическим играм («Самый-са­мый», «Веселые горки» и др.), описанным в вы­шеуказанном разделе

11. «Цветок – огонек»

Наблюдение за цветущим комнатным растением (кливия, лилия, бальзамин и др.)

Продолжать развивать у детей элементарные представления о цветущих растениях (живут, растут, цветут)

Учить детей рассматривать цветы яркие колокольчиков на длинной ножке.

Вызвать яркий, эмоциональный отклик на впечатления от наблюдения цветущего растения

Во время наблюдения взрослый может использовать различные приемы привлечения внимания детей к растению, например: «Этот цветочек на Костю смотрит, а этот – на Таню»

После наблюдения обязательно надо полить растение.

Прочитать стихотворение З. Александровой «Цветок-огонек»

12.»Комочек пуха»

Наблюдение за кроликом

Развивать у детей элементарные представления о кролике, его внешнем виде, особенностях поведения

Обогащать словарь детей (кролик, пушистый, длинные уши, короткий хвост, прыгает, грызет)

Вызвать яркий, эмоциональный отклик, желание погладить, покормить кролика.

Кролик появляется в группе ещё раз. После наблюдения детям можно предложить игрушку-кролика для самостоятельных игр. На повторном наблюдении более подробно следует рассмотреть длинные гладкие ушки, ноги и мягкую пушистую шерсть (черно-белую или пеструю) и вовлечь малышей в эмоциональный разговор.

Поиск

 

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент