Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Задачи

Формировать представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закреплять знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям, навыки безопасного поведения у реки зимой, ранней весной.

Материалы и оборудование: письмо от жителей подлёдного мира; волшебная палочка; декорации для оформления имитации реки зимой (полоса тёмно-синей и белой ткани, плоскостные изображения заснеженных деревьев, картинки с изображением речных рыб, рака, улиток, лягушек; камни, коряги; разрезная картина «Водоём осенью»; картинка с изображением налима; картинки с изображением разных стадий развития обитателей реки.

Предварительная работа: в стакан налить воды, сверху положить заранее приготовленный кусок льда круглой формы по диаметру стакана.

 

Ход урока


Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный зимний день». В наше окно заглядывают лучи солнца. Конечно, зимой они нас не греют, но дарят нам свет, а с ним и хорошее настроение. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг друга и подарите частичку своего хорошего настроения.

Ребята, в наш детский сад пришло письмо от необычных жителей. Чтобы узнать, от кого пришло письмо и что в нём написано, вы должны отгадать загадку:

Текла, текла

И легла под стекло.

или

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела.

Дети: Это река подо льдом.

Воспитатель: Правильно. Теперь мы можем открыть конверт и прочитать письмо.

Читает письмо

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители подлёдного мира реки. Мы очень рады, что вы отгадали наши загадки и решили пригласить вас в гости, чтобы вы узнали о том, что творится зимой подо льдом. Идите по волшебной тропинке. Она приведёт вас прямо к реке. Ещё дарим вам волшебный стаканчик, рассмотрите его, когда пойдёте на реку, и ещё раз, когда вернётесь».

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение речных жителей? Пойдём на реку?

Дети: Пойдём.

Воспитатель: А для чего мы туда пойдём?

Дети: Мы пойдём туда, чтобы посмотреть, что происходит в жизни речных жителей зимой.

Рассматривают стакан с водой, над которой помещён кружок льда. Выясняют, какой лёд, почему лёд не тоне. Ставят стакан, чтобы посмотреть его после путешествия на «реку».

Воспитатель: Ну, ребята, по какой же такой волшебной тропинке нам советовали идти речные жители?

Дети: Наверное, вон по той тропинке (показывают на массажную дорожку).

Идут по массажной дорожке, подходят к декорациям, изображающим реку зимой (полоса тёмно- синей ткани, на ней камни, коряги, в складках лежат искусственные водоросли, «сбившиеся в кучу» картинки с изображением лягушек, рыб, раков, улиток и т.д. окало камня – картинка с изображением налима. Всё это сверху накрыто белой тканью. Вокруг - плоскостные изображения заснеженных деревьев.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как тихо и красиво вокруг. Деревья и кусты надели белые шубы и шапки из снега. Отгадайте загадку:

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло,

Скользко, весело, светло.

Дети: это лёд на реке.

Воспитатель: Вот и река подо льдом. Посмотрите, как красиво блестит лёд. Почему зимой река покрывается льдом? Послушайте стихотворение «Речка зимой».

Ребёнок:

Нашу речку – рыбий дом –

Застеклили крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки –

По стеклу бегут коньки

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края к серединке,

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

Воспитатель: Да, раньше люди катались на коньках на льду реки. А сейчас где?

Дети: А сейчас на коньках катаются на катке.

Воспитатель: Как же надо себя вести, чтобы не напугать рыб?

Дети: Надо вести себя тихо.

Воспитатель: Как вы думаете, отличается ли жизнь речных обитателей летом и зимой? Может быть там подо льдом все замёрзли и никого нет?

Дети высказывают свои предположения тихим голосом.

Воспитатель: Ой, смотрите, ребята, да тут какая-то палочка. Она, наверное, волшебная. Закройте глаза, а я попробую взмахнуть ею, посмотрим, что же из этого получится.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает белую ткань.

Воспитатель: ребята, ребята, открывайте скорее глаза! Смотрите, мы попали в подлёдное царство, палочка действительно оказалась волшебной. Посмотрите, что произошло в реке с наступлением холодов. Как стало под водой?

Дети: Водоросли опустились на дно, под водой стало темно. Улитки, пиявки, раки, лягушки зарылись на дне, рыбы сбились в кучки. Все спят.

Воспитатель: Ребята, а что это за рыбка вон там, под камнем? Что она там делает?

Рассматривают изображение налима.

Воспитатель: Да это же налим. Это очень необычная рыбка. Зимой, когда все спят, налим мечет икру. Посмотрите, вот он нашёл ямку под камнем и откладывает туда икринки. Очень много икринок. Как вы думаете, почему налим мечет икру зимой, когда спят другие рыбы?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Оказывается, налим даже рад, что другие рыбы спят, значит его икринок больше уцелеет.

Ну что, не будем больше беспокоить подлёдный мир. Пусть его жители спят до весны. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я вновь взмахну волшебной палочкой.

Дети закрывают глаза. Воспитатель накрывает «подводный мир» белой тканью. Возвращаются назад по массажной дорожке.

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки весело резвились             Дети изображают плавающих рыб по группе.

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся – разожмутся,         Сбиваются в кучу, затем расплываются.

То зароятся в песке.                   Садятся на корточки.

Воспитатель: Итак, что же делают жители реки зимой подо льдом? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос после того, как вы соберёте разрезную картину.

Дети выкладывают картину «Водоём осенью», обсуждают, что происходит в реке с наступлением холодов.

Воспитатель: А что делают люди, чтобы помочь обитателям водоёмов зимой?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы утеплить лёд, чтобы зимнему холоду труднее было проникнуть в подлёдное царство?

Дети: Надо насыпать на лёд снега.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы воздух поступал в водоём? Вспомните, где поймал герой русской народной сказки Емеля поймал щуку?

Дети: Люди делают проруби.

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать когда вернулись с реки?

Дети: Мы забыли посмотреть стаканчик с водой, который прислали нам подлёдные жители.

Рассматривают стаканчик

Воспитатель: Посмотрите, ребята, каким стал лёд в стакане по сравнению с тем, каким он был до того, как мы пошли не реку?

Дети: Лёд стал меньше, он начал таять. 
Воспитатель: Почему он начал таять?

Дети: У нас в группе тепло, а лёд в тепле тает.

Воспитатель: Подумайте и скажите, можно ли будет выходить на лёд в конце зимы или в начале весны?

Дети: Нет нельзя. Лёд начнёт таять, станет тонким и можно провалиться под воду.

Воспитатель: когда наступит весна, растает лёд на реке, прогреется вода, у всех речных жителей появится потомство. Давайте вспомним, как это происходит. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудеса превращений на реке и озере»

Дети выкладывают схемы развития рыбы, лягушки, ракушки, комара, стрекозы, жука – плавунца, лебедя, комментируя свои действия.

Воспитатель: Вы сегодня все хорошо работали. Где вы сегодня побывали? Что видели? Что нового узнали? Пожалуйста, расскажите им о том, можно ли выходить на лёд реки поздней осенью, в конце зимы и ранней весной.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество