Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Образовательные области: Познание, Коммуникация, Художественная литература.

Задачи:

обучающие:

сформировать понятие «птицы»: выделить общие для класса признаки (живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу);

совершенствовать навыки связной речи детей, побуждать их к диалогу;

развивающие:

развивать познавательные интересы: внимание, воображение, память; логическое мышление, коммуникативные навыки;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

картинки с изображением птиц; аудиозапись голосов птиц; птичьи перья; модели для конструирования птиц, магнитная доска; клетка с волнистым попугайчиком; вопросы для викторины; загадки о птицах.

Предварительная работа:

В течение нескольких дней дети наблюдают за птицей в клетке, самостоятельно пытаются ответить на следующие вопросы: до еды или после еды громче щебечет птица; до купания или после него; в солнечный день или пасмурный? Выучить загадки о птицах (индивидуальная работа с теми детьми, у которых нет четкого произношения звуков ч, ж, с).

Воспитатель: Внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, ласточки и живого волнистого попугайчика в клетке. Кого вы видите на картинках? Как вы догадались, что это птицы?

Дети: Все с крыльями, все умеют летать.

Воспитатель: Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки.

Дети: Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.

Воспитатель: Перья – оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев эти птицы похожи?

Дети: Нет, оперение разное.

Воспитатель: Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему?

(2-3 ответа). Как вы думаете, есть ли у птиц шея?

Дети: Есть, она закрыта перьями, как воротничком.

Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?

Дети: Когда птица вытягивает ее, например, чистит перья, поворачивает голову.

Воспитатель: Есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат? Почему они кричат, когда громко играет музыка, когда вы шумите?

Посмотрите на ноги птиц и расскажите, какие они.

По земле одни птицы ходят, другие прыгают. Которые из этих птиц прыгают? Отделите их от остальных.

(Дети находят и ставят отдельно картинки с воробьем и синицей).

Какие птицы остались?

А теперь попробуем выстроить модели разных птиц на магнитной доске (2-3 работы).

Сейчас послушайте, какой сюрприз приготовили вам ваши друзья. Это загадки о птицах.

1 ребенок: Черный жилет, красный берет,

                   Нос, как топор, хвост, как упор.                   (дятел)

Воспитатель: У дятла клюв, как долото, и он всегда сам выдалбливает в лесу отличное жилище. А после него в нем живут разные мелкие птички.

2 ребенок: Меня вы не забыли? Переносье с белым кругом,

                  Важно я хожу за плугом, огороду, полю - врач.

                 Глянцевитый, черный…                                   (грач)

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

От синего моря, из теплого края,

Под солнцем, под звездами, в темноте

Он, сил не жалея, и миль не считая,

На север, на север упрямо летел!

У нашего тополя – дым от веток,

И каждая жилка их все видней.

А мы понимаем по всем приметам,

Что это – начало весенних дней.

Хрустальным воздухом, гомоном галок

Во все перекрестки влилась весна,

Но все чего-то недоставало,

Какого-то звука, мазка, пятна.

А утром – от самой еще заставы,

Из-за березовых тихих дач,

Послышался окрик его картавый,

И сразу весь город увидел: - Грач!

Ах, ветка родная! Он дома, он дома!

И с лёта, прокаркав привет детворе,

Усталый, счастливый, наш старый знакомый

Садится на тополь на нашем дворе!

3 ребенок: Ты с модницей этой, конечно, знаком:

                   Вертушке на месте никак не сидится –

                   Все хвастает синим своим сюртуком

                  И шапочкой синей гордится.                                     (синица)

Воспитатель: Синица круглый год – зимой и летом – отыскивает на деревьях вредных насекомых, их личинок и яйца. Трудно им бывает зимой, когда деревья покрыты снегом, не могут они в эти дни найти насекомых, поэтому надеются на нашу помощь, дети. Давайте будем им помогать, открывать для птиц зимние «столовые»! Как вы думаете, почему птицы у нас зимуют, например, снегири?

Дети: Всю зиму они кормятся в наших краях рябиной и семенами сорных растений, а с приближением весны улетают опять на север, к снегу.

Воспитатель: Правильно, это зависит от корма. Если птице есть чем питаться зимой здесь, она никуда не улетит. А остальные, кто питается только мошками, летят на юг, в теплые края.

А теперь побеседуем о птице, которая часто встречается в наших домах. Это волнистый попугайчик, как вы уже догадались. Вы за ним наблюдали, и сегодня поделитесь впечатлениями. Расскажите, как спит эта птица?

Ребенок: Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.

Воспитатель: А как он купается?

Ребенок: Влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.

Воспитатель: Расскажите, как надо ухаживать за птицей, живущей в клетке, и как надо заботиться о птицах, живущих на воле. Рассказы детей.

Почему говорят, и говорят правильно, что птицы – наши друзья?

Ребенок: Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.

Воспитатель: Расскажите, дети, историю с птицей, которую вы знаете; т.е. случай, который вы сами наблюдали в природе (несколько рассказов детей).

А сейчас я приглашаю вас принять участие в викторине о птицах.

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики).

Какие птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопуты).

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (воронье гнездо плоское, а сорочье круглое с крышей).

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи).

Какая самая большая птица в мире? (африканский страус).

Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах).

У каких птиц поют и самки, и самцы? (снегири).

Как различить старого и молодого грача по их клювам? (у молодых клюв черный, у старых – грязно-белый).

Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка).

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи).

Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (птицы выносят их в клюве).

И в заключении я прочитаю вам стихотворение З.Александровой «Птичьи песни»:

Пусть птицы нам поют без нот, пускай поют без слов,

А знают все, о чем поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей, не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри, не становись на пни,

Яичек теплых не бери – зачем тебе они?

Через неделю или две зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат».

Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят – они и там, и тут.

Всех гусениц, что кормят сад, на яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет.

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей, не трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять!- вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять в саду у нас звенят.

Давайте послушаем пение птиц (звучит аудиозапись птичьих голосов).

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество