Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цели:

— познакомить детей с одной из дат народного земледельческого календаря — 7 июля — днем Ивана Купалы, после которого следует собирать лекарственные растения; 
— научить детей различать и правильно называть растения и познакомить с их лечебными свойствами; 
— дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы — залог долгой жизни человека».

Подготовительная работа:

— рассматривание вместе с детьми иллюстраций лекарственных растений и последующее нахождение этих растений в природе;
— чтение произведений: Н.Сладков «Знахари», И.Синявский «Зеленая аптека», Н.С. Соколов-Микитов «Лесные картинки», былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; рассказывание сказки «Иван-царевич и серый волк»; 
— знакомство с потешками «Травушка-муравушка со сна поднялась» и «Травинушка», загадками о цветах и травах; 
— заучивание скороговорки «Ты коси, моя коса, пока на травушке-муравушке роса».

Мы с детьми приходим на лесную поляну, и я загадываю им загадку:

Мы по ковру идем,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал.

(Цветы)

Несколько минут любуемся цветами на полянке.
— Ой, прислушайтесь, кто это так горько плачет? (Дети видят на пеньке медвежонка.) Медвежонок порезал лапку. Как помочь медвежонку? Да, в лесу есть растения, которые помогут животным и человеку вылечиться. Узнайте одно из таких растений: растет вдоль дорог, листья буроватые, плотно прижаты к земле, цветочки в виде колоска, и венка из них не сплетешь. Что это за растение?

(Дети находят подорожник.)

Почему его зовут подорожником? Почему подорожник может расти у дороги? Люди топчут подорожник, а он растет да растет. В чем же секрет?

Дети срывают по листочку, разминают его, пробуют разорвать, делают вывод: листья у подорожника прочные, крепкие.
Дети «лечат» медвежонка, прикладывая листок к лапе.

— Но есть у подорожника и другой секрет. Потрогайте землю возле другой травы и под листьями подорожника. Что вы почувствовали? Верно, земля вокруг другой травы теплая и сухая, а вот под листьями подорожника — влажная и холодная. Догадались, почему? Правильно, плотные листья подорожника прижаты к земле и не дают воде испаряться на солнце. Так подорожник сохраняет влагу и для себя, и для других растений.

— А ведь вы, ребята, знаете и о других лекарственных растениях леса...

Сережа рассказывает о растении с желтыми цветочками — зверобое. «Если случится беда, обожжешь руку — приложи к этому месту листик или цветок зверобоя, и боль пройдет».
А Кристине нравится ромашка: «Она как солнышко и сильно пахнет. Настоем ромашки полощут больное горло. А если отваром ромашки пополоскать волосы, то они станут мягкими и пушистыми. Про ромашку есть загадка:

Стоят в поле сестрички —
Желтый глазок, белые реснички.

Алена вспоминает: «Первыми на полянке появляются цветочки мать-и-мачехи. Нижняя часть листа теплая, покрыта волосками. Кажется, что щеки коснулась ласковая рука матери. Верхняя сторона листа гладкая и холодная. Кажется, что прикоснулась мачеха, неродная мать. Вот и назвали это растение — мать-и-мачеха. Листья мать-и-мачехи заваривают как чай и пьют от кашля».
А вот еще одна загадка:

Ах, не трогайте меня —
Обожгу и без огня!

Конечно, ребятишкам хорошо знакомо это растение, они наперебой хвалят крапиву: «Сок крапивы останавливает кровь. Отваром крапивы полощут волосы, тогда они растут быстрее. Из крапивы варят вкусный суп. А если крапиву добавить при заваривании чая, то получишь витаминный напиток».
От тропинки бежит Настя: «Посмотрите, какую я траву нашла. Она невысокого росточка, а листики мелкие».
Вместе вспоминаем: «Это трава-мурава. Но есть у нее и другое название — топтун-трава. Ее можно встретить и в городе на газонах, и на берегу реки, и даже на площадках детского сада. Как только не топчут траву-мураву! Ходят по ней люди, в деревнях гоняют стада овец и коров. А травке все нипочем: растет да растет. Она богата витаминами и лечит человека. 
Про эту траву люди давно знают: говорится о ней в сказке «Иван-царевич и серый волк» и в потешках:

Травушка-муравушка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайцы — за капустку,
Мыши — за корочку,
Детки — за молочко.

Дети читают другую потешку по ролям:

«Ты, трава ль моя, травинушка,
Ты, трава моя, шелковая,
Да кто ж тебя, травку, притоптал?» —
«Притоптали меня, травинушку,
Да все детушки, да все малые,
В зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи».

Ребенок читает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»:

Засвистал-то Соловей да по-соловьиному,
Закричал злодей-разбойник по-звериному.
Так все травушки-муравушки уплеталися,
Да лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.

Пришло время отдохнуть, рассаживаемся на траве, и я предлагаю посоревноваться в умении четко проговаривать слова в скороговорке:

Ты коси, моя коса,
Пока на травушке-муравушке роса.
А какая же прогулка без игр?

Подвижная игра «Угадай травку»

Водящего в игре выбираем считалкой, в которой упоминается трава-мурава:

Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет и берет
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет —
Вон пойдет!

Игроки стоят в кругу, передают корзинку с травами по кругу, поют:

Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет.

Тот, на ком заканчивается песня, достает травку и называет ее.

Игра с лекарственными растениями «Найди отгадку»

Отгадку дети находят на поляне. Вот какие загадки дети отгадывали:

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?

(Ромашка)

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

Цветок найдешь ты у дороги,
Там, где топчут его ноги.
Но, когда придет беда,
Поможет он тебе всегда.

(Подорожник)

Говорят, я злой,
Для зверей плохой.
Не брани меня,
Пожалей меня.

(Зверобой)

Я предлагаю детям попробовать чай из лекарственных растений. 
— Какой он на вкус? (Горьковатый.) В этот чай я добавила полынь. Это лекарственное растение. Полынь улучшает аппетит. Она горькая на вкус, поэтому чай горьковатый. Все растения по-другому называются «фито». Поэтому такой чай называется фито-чай. Как вы думаете, полезен ли фито-чай для здоровья?
Пока дети угощаются травяным чаем, я рассказываю: 
— О лекарственных травах люди знают очень давно. Это сейчас можно пойти в аптеку и купить нужное лекарство, а раньше аптек не было и люди лечились только травами. Сбор лекарственных трав начинался на Руси после дня Ивана Купалы, 7 июля. В старину верили в особую силу цветов и трав, собранных после дня Ивана Купалы. Считалось, что к этому дню травы набирают силы. Вот и мы с вами сегодня соберем лекарственные травы и составим гербарий. Вспомните, какой обычай был на Руси, связанный с травами? (Из трав люди плели венки и загадывали заветные желания. Венки хранили всю зиму как обереги.) Давайте и мы сплетем венки из трав.
Дети плетут венки из трав, надевают на голову, загадывают желания.

Игра «Венок»

Двое играющих детей берут в руки венок и поднимают его вверх, образуют ворота. Остальные дети проходят в «ворота» и поют:

Березка девочкам кричала, к себе призывала:
— Идите, девочки, на луг гуляти,
Зеленые цветочки заплетати.
— Мы тебя, березка, не согнем,
На тебе веночки мы завьем.
— Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веночек я совьюсь,
Завивайте веночки зеленые,
Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют «ворота», кидают кому-нибудь на голову венок и командуют: «Венок-венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.
В конце мы совместно решаем, можно ли делить растения на полезные и вредные, обсуждаем, что бы случилось, если бы на земле исчезли травы. И благодарим лес за его богатство.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество