Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Данный проект позволяет создать условия для успешного освоения культурно – гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.    

Введение

                В  современном  обществе, в  XXI веке, предъявляются  новые, более  высокие  требования к человеку, в  том числе  к ребенку, к  его  знаниям  и  способностям. Забота  о  здоровье  ребенка стала  занимать  во  всем  мире  приоритетные  позиции.  Это  и  понятно, поскольку  любой  стране  нужны  личности  не только творческие, гармонично  развитые, активные,  но и  здоровые. Фундамент  здоровья ребенка закладывается в дошкольном детстве, происходит  его  интенсивный  рост  и  развитие, формируются  основные  движения, осанка, а так же  необходимые  навыки  и  привычки, приобретаются  базовые  физические  качества, вырабатываются  черты  характера, без  которых  невозможен  здоровый  образ жизни.

         Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

        "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.                          

ПАСПОРТ ПРЕКТА

1 Наименование проекта Я здоровье сберегу – сам себе я помогу
2 Участники проекта

дети старшей группы

родители

воспитатели

 инструктор физической культуры

инструктор физической культуры (плавание)

3 Актуальность

Как известно, состояние здоровья на 50% зависит от образа жизни/ Одной из причин ухудшения здоровья населения России является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Мы, взрослые люди, осознаем это и все равно наносим вред организму. Это наш выбор.

Но здоровье наших детей зависит только от нас. И наша главная задача – не просто вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье.

4 Цель проекта  Формирование у детей представлений о здоровье как одной из   главных ценностей человеческой жизни.
5 Задачи

1. Расширить и уточнить  представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих

2. Формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни, развивать интерес к физической культуре.

3. Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни.

4. Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах, формировать представление детей о здоровье и здоровом питании.

5. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботиться о своём  здоровье.                                                                    

6 Методы

 Наглядный (рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов)

Практический (рисование, аппликация, лепка)

Словесный (беседы, чтение художественной литературы)

7 Краткое изложение проекта

В ходе реализации проекта у детей сформируется представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; научатся выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки), так же  закрепят  знания о безопасном поведении в быту и на улице. В итоге, у детей появится  потребность  заботится о своем здоровье и о здоровье окружающих.

8 Сроки реализации 01.04. 2013 - 05.04. 2013
9 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

1.Выявление представлений детей о здоровье.

2.Анкетирование родителей по теме «Здоровье ребенка».

3.Определение целей и задач проекта.

4.Информационно – методическое обеспечение проекта.

5.Составление тематического плана по реализации проекта

6.Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

7.Обновление содержания предметно-развивающей среды.

2. Основной:

1. Продуктивно – познавательная деятельность с детьми по реализации проекта «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» в соответствии с образовательными областями.

2.  Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных   игр.

4. Итоговое спортивное развлечение

3.Обобщающий:

1.Организация выставки «Я здоровье берегу»: 

 «Полезные овощи и фрукты» в технике обрывная аппликация, «Виды спорта»  из пластилина.

2. Совместная выставка семейного творчества «Вредные микробы».

10 Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Систематизация знаний детей о здоровье, овладение ими элементарных представлений о здоровье.

2.Обобщение знаний детей об окружающем мире, развитие любознательности и активности детей.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4.Активное участие родителей в реализации проекта.

11 Ресурсное обеспечение

1. Спортивный зал.

2. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

3. Картотека подвижных игр, конспекты бесед, НОД, сценарий спортивного развлечения.

4. Детская и методическая  литература

12

Формы реализации проекта

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические игры, пальчиковые

Двигательная деятельность

Подвижные и спортивные игры, плавание, ритмика, гимнастика (утренняя и после сна), физкультминутки, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Коммуникативная деятельность

Беседа, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми.

Трудовая деятельность

Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций

Продуктивная деятельность

Рисование, лепка, аппликация

Музыкально-художественная деятельность

Логоритмика, слушание музыки

Чтение художественной литературы

Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни. Выставка в книжном уголке.

13 Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей, информации в родительском уголке, индивидуальная консультация на тему здорового образа жизни (необходимости дневного сна, здоровой пищи и т.д.)

2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный этап

1.

2.

3.

4.

Выявление  представлений детей о здоровье;

Подбор литературы, иллюстраций, различных видов игр;

Составление плана мероприятий по реализации проекта;

Консультация для родителей о целях и задачах проекта

01.04.2013

27.03 – 04.04.

27.03 – 01.04

01.04.2013

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Основной этап

1.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

- утренняя гимнастика

- физкультура

- прогулки

- плавание

Ежедневно

03.04. 2013, 05.04. 2013

1-2 раза в день

01.042013., 02.04.2013

инструктор физической культуры

Воспитатели

инструктор физической культуры

(плавание)

2.

Оздоровительно – профилактические мероприятия:

Гимнастик после сна

Закаливающие процедуры

Упражнения на профилактику плоскостопия

Пальчиковые игры

Гимнастика для глаз

ежедневно воспитатели

Чтение художественной литературы:

А.Барто «Девочка чумазая»

Зильберг «Полезные продукты»

К.Чуковский «Мойдодыр»

К. Чуковский «Доктор Айболит»   

Ю. Тувим «Овощи»

О.Нэш «Микроб»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»

П.Синявский «Зарядка»

С.Афонькин «Откуда берутся болезни»

Пословицы, поговорки и загадки

01.04.2013 –

  05.04.2013

Воспитатели

Беседа:

Правила личной гигиены

Моя безопасность в моих руках

Спорт – это здоровье

01.04. 2013

03.04. 2013

05.04. 2013

Воспитатели

НОД по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира)

Правильное питание - залог здоровья

02.04. 2013

Воспитатели

НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи):

Что помогает нам быть здоровыми. Секреты здоровья.

04.04. 2013

Воспитатели

Сюжетно – ролевые игры, драматизация:

Драматизация сказки «Вершки и корешки»

Сюжетно–ролевая игра «Больница»

«Спасатели»

02.04.2013

04.04. 2013

03.04. 2013

Воспитатели

Художественное творчество:

Лепка «Виды спорта»

Аппликация «Полезные овощи и фрукты»

Рисование «Вредные микробы»

Воспитатели

Педагог дополнительного образования

Опытно – экспериментальная деятельность

-  «Как избавиться от  вредных бактерий»,

-  «Живые дрожжи» (полезные микробы),

-  «Неопасное электричество» (безопасность)

Воспитатели

Дидактические игры:

«Чистоплотные дети»

«Угадай на вкус»

«Наблюдайка»

«Раз, два, три, что может быть опасным – покажи»

«Угадай, что болит»

«Правила гигиены»

«Сторож»

Воспитатели

Спортивное развлечение

«Доктор Пилюлькин в гостях у ребят»

Инструктор физической культуры, воспитатели

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей

-Выпуск информационных  листков

- Рекомендации по ознакомлению детей со здоровым образом жизни

Воспитатели

3. Обобщающий

- Проведение итоговой беседы с детьми

- Оформление выставки детского рисунка и аппликации.

- Презентация в конкурсе проектов в МС(К)ОУ «С(К)НШДС IV вида 33»

Воспитатели

Заключение

          Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ". Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

          Реализация проекта “ Я здоровье сберегу – сам себе я помогу ” началась с анализа знаний родителей о здоровом образе жизни, и диагностирования детей на предмет изучения особенностей культуры здоровья, которые показали, что работа по теме здоровье сбережения детей очень важна и актуальна.

          Данный проект способствовал формированию навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Была создана такая система работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Это способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Опыты

«Как избавиться от вредных микробов»

       Немытое яблоко покрыто бактериями (блестками), ребятам предлагаю взять яблоко в руки, на руках остались бактерии (блестки). Как избавиться от вредных бактерий? – вымыть руки с мылом! У одних детей руки становились чистыми, а у других – оставались блёстки (бактерии). Дети пришли к выводу, что руки были плохо вымыты. А для того, чтобы быть здоровым, нужно обязательно содержать своё тело в чистоте.

Живые дрожжи
Рассказать детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным.
    Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
    Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.
     Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.      Что произойдет?
    Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

«Какую пищу желудку переваривать легче?»

Задача: Приучать детей не есть пищу всухомятку.

Оборудование: Два воздушных шарика, емкость и водой, кусочки сухого хлеба, мяч.

Ход: Представить, что воздушный шарик это наш желудок. Взять один шарик и положить туда кусочки сухого хлеба. Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Стенки желудка стали шершавыми, не ровными. Сухая пища ему не нравится, потому что ее сложно переваривать. Взять еще один шарик и налить туда воды, представить, что это жидкая пища. Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкая пища желудку нравиться, ее легче переварить, чем сухую.

Вывод: Желудку тяжело переваривать сухую пищу – это вредит здоровью.

«Неопасное электричество»

     Ребята, возьмите шарики и повесьте их на стену. Почему этот шарик висит, а ваши падают? Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте. Вот и ваши шарики висят, стали волшебные. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живёт неопасное электричество и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. А когда ещё можно увидеть электричество в волосах? (когда расчёсываемся) Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны.

Ребята, давайте сделаем вывод: где же живёт неопасное электричество?

Вывод: В волосах живёт неопасное электричество.

       Давайте ещё поэкспериментируем и попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что видите (бабочки лежат спокойно) Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими и они будут к себе притягивать. Возьмите шерстяные шарфики и натрите ими палочки. Медленно поднесите палочку к бабочке поднимите её, бабочка тоже будет подниматься. Почему? (палочки стали электрическими и бабочки к ним потянулись и прилипли) Как палочки стали электрическими? (их натёрли шарфиком)

Какой же можно сделать вывод : Электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.

        У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось (действительно в нём нет батарейки) Сейчас я поставлю батарейку плюс к плюсу минус к минусу игрушка заработала. Что за сила скрывается в батарейках? Когда поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток и она заработала. Где ещё живёт неопасное электричество?

Вывод: В батарейке живёт неопасное электричество.

Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. Ребята, чему вы научились сегодня в волшебной стране? (делать предметы волшебными) О чём мы сегодня говорили? (о безопасности) Что вам запомнилось?

Дидактические игры

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (расческа, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают,  что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, зубная паста, мыло, полотенце)

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

О каких предметах идет речь? Продолжи определения:

1. Средство для мытья волос – это…

2. Однородная масса для чистки зубов – это…

3. Кусок ткани для вытирания чего-либо – это…

4. Средство для мытья рук и тела – это…

 Игра с мячом «Полезные и неполезные продукты»

Если я говорю полезный продукт – то вы ловите мяч и кидаете мне обратно. Если – не полезный, то вы сначала отбиваете его об пол, затем кидаете мне.                                     Рыба, пирожное, яйца, конфеты, овощи, лимонад, фрукты,  чипсы,

творог, каша, йогурт.

Угадай на вкус

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:тарелка с нарезанными овощами, фруктамиХод игры:воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»,  «Кислый, как что?»,, «Сладкий,как что?».

 Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

Карточная викторина «Пожарная безопасность»

 Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.                 Ход игры:  воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

-как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему

Игра «Раз, два, три, что может быть опасно - покажи»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чув­ство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель или ребенок отворачивает­ся и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, кото­рые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Д/и «Мой режим»

Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют.

Игра «Угадай, что болит?»

(воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, а  дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит.И наоборот,  воспитатель называет причину, дети показывают что болит)

В. – болит голова                                            Д. – душно, шумно

В. – вы съели много сладостей                      Д. – болят зубы

В. – болит палец                                              Д. – порезалась, упала

В. – грязные руки, немытые фрукты             Д. – болит живот

В. – болит ухо                                                  Д. – продуло

     В. – вы пили холодное молоко                      Д. – болит горло

  Игра «Неоконченные предложения»

- Я буду здоров, если буду… каждый день делать гимнастику.

- Я буду здоров, если буду…соблюдать правила личной гигиены.

- Я буду здоров, если буду…заниматься физкультурой.

- Я буду здоров, если буду…соблюдать режим дня.

- Я буду здоров, если буду… правильно питаться.

Игра «Опасная ситуация»

Я буду называть опасную ситуацию, а вы будете показывать номер службы спасения которую нужно вызвать в данной ситуации.

1. В доме загорелся утюг .( 01)

2. Если ребёнок потерялся на улице. (02)

3. У вас заболела бабушка .( 03)

4. В дом пытаются проникнуть грабители. (02)

5. В квартире пахнет газом. (04)

 Молодцы! Все эти службы очень заняты у них много работы, и к ним можно обращаться только когда очень необходимо в экстренных случаях.

 Игра «Правила гигиены».

Цель: закрепить знание правил личной гигиены.

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Сторож».

Цели: закрепление знаний и навыков личной гигиены, развитие скоростных способностей.

Дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать (на первом этапе можно распределить роли ведущему). Пройдя к домику сторожа, произносят слова:

- Здравствуйте, сторож!

-  Здравствуйте, дети! Где вы были?

-  Мы не скажем, а что делали - покажем.

Сторож должен отгадать, что делали дети (умывались, чистили зубы, причесывались, чистили обувь и т.д.). Каждый раз дети придумывают новые действия. Как только сторож угадает, дети убегают, а сторож пытается их догнать.

 Игра «Наблюдайка».

  Описание человека, приметы как он выглядит. (Безопасность)

Подвижная игра «Микробы»

Принц Апчхи кидает в детей «микробы» (комочки). В кого попадет, тот должен начать чихать и выбыть из игры.Воспитатель, похвалив детей, предлагает им сесть на полянке и отдохнуть

Подвижная игра «Огонь и вода"

Цель:сформировать у детей понятие о том, что огонь нужно быстро тушить водой. Развивать   ловкость,   смелость,   быстроту   реакции,   умение   бегать, увертываясь от ловящего. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных. Учить выполнять правила игры.

Материал: красные ленточки на группу детей, несколько голубых повязок.

Ход игры.

Одному-двум детям на руку повязываются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным детям дают красные ленточки («огонь»), которые прикрепляются к одежде сзади. По сигналу ведущего (судьи) дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».

Поиск

 

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент