Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой)

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края

по тематике – творческий проект

по срокам реализации – кратковременный проект

Вид проекта:

ролево-игровой

Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:

* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

* Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение  «Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая).

2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Художественное творчество (сарафан для матрёшки), конструирование (построение домиков для матрёшек), аппликация (матрешка), лепка (угощение для матрешки), математика (дидактические игры), театрализация, физкультурное развитие: физкультурный досуг, утренняя гимнастика, хороводные и подвижные игры.

3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин;  «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем? - Это игрушка.

Что мы хотим узнать? – Из чего сделана? Как играть?

Как нам найти ответы на наши вопросы? – Можно узнать у мамы или папы. Можно спросить у воспитателя. Можно посмотреть в компьютере.

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта    

II Актуальность проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду

    Основные задачи можно сформулировать так:

    1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

    2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

    Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

    1). Рассматривание и описание детьми матрешек.

    2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание матрешек разных областей – характерные признаки рисунка).

    3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

    4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

  Работа проходит в несколько этапов:

    а) изучение представлений детей о матрешке (рисование)

    б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)

    в) мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой».

    г) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)

    д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей)

 Данный метод предполагает реализацию ряда принципов: это

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

Презентация проекта  - книжки-малышки (выход на другие группы), открытое занятие (физкультурное развлечение).

Сроки:  2 недели (май).

III Основные этапы метода проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Результат:

  • Участие в проекте 65% семей,  посетили мастер -  класс «Как играть с Матрешкой»
  • Заинтересованность детей  темой:  русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с  родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Принесение детьми из дома своей литературы для чтения,  самостоятельно нарисованные рисунки матрешек.
  • Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой  игры

          «К нам Матрешки в гости пришли».

  • Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки».
  • Интеграция областей в НОД «Палочки для мороженного» и др.
  • Инициативное конструирование детьми  из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Организация  в детском саду  для детей 1 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

Мастер класс для родителей (выдержки)
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
НОД  Художественное творчество. Конструирование  «Домики для Матрешек»

НОД по познавательному развитию и художественному творчеству (изодеятельность, аппликация)

«В гости к нам пришла Матрешка»

Цель:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

Программное содержание:

Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Методы:

Наглядный, словесный, практический, эвристический.

Приёмы:

Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений), показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный и игровой моменты.

Словарная работа

Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент