Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№ п/п Структурные компоненты проекта Содержание
Тема проекта «Народная игрушка».
Сроки реализации  проекта Январь – март
Обоснование проекта  В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
 Цели и задачи проекта

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной                     игрушкой.

Задачи:

•        Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

•        Обеспечить запоминание  игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

•        Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

•        Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

•        Создать коллекцию игрушек. Оформить мини – музей «Народная игрушка».

По отношению к педагогам:

- Создание условий для оформления детской исследовательской и творческой деятельности в рамках реализации комплексно - тематического плана ДОУ;

- Разработка методического и технологического обеспечения  для реализации  проекта;

-Повышение профессиональной компетентности в использовании современных педагогических технологий: социоигровая педагогика, технология ТРИЗ, информационно - коммуникационные технологии.

По отношению к детям:

- Развитие личности дошкольников через реализацию  потребности детей в  общении, стремления участвовать в каком-то общем деле, в сочетании с автономностью  каждого ребенка;

- Развивать умение сочинять творческие рассказы, придумывать загадки о народной игрушке;

- Развивать практические умения в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

 - Оказание помощи в создании игрушек и образцов росписей. Формирование у старших дошкольников позиции исследователя, творца.

Участники проекта Воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Краткое описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации)

Планирование образовательного процесса в нашем ДОУ реализуется на основании комплексно - тематического принципа. Одним из его  обязательных условий,  является наличие продуктов детской исследовательской и творческой деятельности.Разработка собственных образцов росписи, создание коллекции игрушек,  созданных руками детей, оформление мини – музей «Народная игрушка» – являются наиболее приемлемой формой итогового продукта по результатам реализации темы.

Достичь поставленные цели и реализовать задачи станет возможным благодаря  следующим позициям:

- Анализ собственных возможностей;

- Изучение аналогичных процессов, организованных в других учреждениях, их результативность;

- Анализ педагогических технологий и  выбор наиболее эффективных с точки зрения  формирования у детей позиции «автора» и «исследователя»;

 - Поиск  единомышленников как внутри учреждения, так и за его пределами, в том числе  в сетевых сообществах  педагогов, как в сети интернет, так и  в открытом педагогическом сообществе;

- Поиск способов мотивации  родителей к активному участию в реализации проекта.

Основные направления реализации проекта:

- Разработка технологических  компонентов создания продуктов  детского творчества.

- Организация мастерских по изготовлению разного вида народных игрушек, как формы организации совместной взросло - детской  исследовательско - творческой деятельности;

- Разработка и организация социоигровых приемов работы с экспонатами мини - музея    с целью поддержания  естественного интереса и любознательности детей.

- Разработка и проведение цикла образовательных ситуаций в рамках проекта;

- Создание и реализация продуктов деятельности,   мини-музея.

Этапы и механизмы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный - январь 2014 г.

Цель: Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Направление деятельности: информационно- методическое

Разработка учебно-методического комплекта:

  • Разработка календарно - тематического плана с указанием деятельности продукта детей  и родителей в технологии  изготовления народных игрушек.
  • Алгоритм проведения игр  «Народная игрушка»  и конспектов игровых ситуаций в рамках игры.
  • Методические рекомендации по  созданию и собиранию продуктов  мини-музея для взрослых.

 Создание материально-технического комплекта:Создание коллекции  разных видов народных игрушек, материалы и оборудование для создания кукол, росписи кукол.

Направление деятельности: мотивационно-целевое

- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

- Выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.

Форма организации:

  • Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
  • Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
  • Анализ детских работ.
  • Диагностика развития творческих способностей детей.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: Организация комплексной работы  по реализации задач проекта.

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

  • Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках.  Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.                                        («Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»).
    • Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных,  тканевых игрушек.
    • Театрализованная игра «Репка из матрёшки».
  • Загадки о народных промыслах.                                         
  • Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.
    • Экскурсии в библиотеку, школу , музей БГС.
    • Коллекционирование «Народная игрушка», «Игрушки наших бабушек».
    • Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».
    • Родительский мастер - класс (родители  изготавливают игрушки и расписывают их).
    • Игровые образовательные ситуации.
    • Дидактические игры.

Цель: Закрепить представления детей о народной игрушке. Развивать внимание, память, речь-доказательство. Закреплять навыки сотрудничества: умение договариваться, работать в компаниях, придерживаться правил очередности в высказывании своего мнения, выслушивать мнение товарищей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Игра «Мы расскажем, а вы отгадайте».

Ход: Дети объединяются в четыре компании по разрезные картинкам. Берутся четыре картинки большого формата (народные игрушки). Каждая из них разрезается на части (в зависимости по количеству детей в группе). Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою компанию, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем дети выбирают посыльного (у кого в имени больше звуков).  Посыльный получает задание от воспитателя: «Всей компании выбрать игрушку из коллекции мини-музея, составить краткий рассказ – описание о ней. Выбрать оратора, который расскажет этот рассказ для других компаний. Дети других компаний должны отгадать что это». Затем каждая компания получает несколько минуток для обдумывания и совместного составления рассказа, после чего по очереди компании рассказывают, а остальные отгадывают.  Итак, угадывают у всех компаний. Затем составляют рассказы о других выбранных детьми игрушках.

Игра «Да – нет».

Ход:  Дети объединяются в четыре компании по элементам росписи народных игрушек (карточки). Затем каждая компания задумывает любую народную игрушку. Далее по очереди, отгадывают у кого что, задавая друг другу вопросы членам одной компании, которые на эти вопросы отвечают только «да» или «нет». После серии вопросов каждая компания получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения, после чего отгадывают. Итак, отгадывают у всех компаний.

Компьютерная игра «Подзорная труба».

Ход: Дети объединяются в компании по четырем названиям игрушек в коллекции. Задание общее: кто больше отгадает экспонатов коллекции мини–музея «Народная игрушка». Воспитатель показывает детям элементы фотографий экспонатов коллекции (мультимедиа), а дети отгадывают, что это за игрушка.

Направление деятельности: практико-ориентированное

Создание продуктов детской деятельности:

  • Коллективные:  изготовление  и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т.д.)
  • Семейные проекты: изготовление «Семейной игрушки».
  • Индивидуальные  игрушки.
  • 3 ЭТАП  - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ апрель

Подведение итогов проекта определение перспектив его развития

Дети - Выставка презентация продуктов мини - музея «Народная игрушка» для детей и взрослых.

- Выставка детско-родительского творчества

«Семейные игрушки».

- Награждение самых активных детей и родителей.

Педагог - Представление проекта и его реализации педагогическому сообществу:

  • Педсовет ДОУ № 3.
  •  Проведение праздника национальной игрушки.
  • Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.
Ресурсное обеспечение проекта

Материально - техническое:

Наличие в  ДОУ  цифровых ресурсов:

Фотоаппарат,

Видео-камера

Ноутбук и мульти-медиа для показа презентаций о народном творчестве в России и нашем крае.

Наличие в группе центра таких материалов, при которых возможно создание народных игрушек.

Учебно - методическое:

Наличие в ДОУ комплексно - тематического плана  реализации задач ООП ДО ДОУ;

Наличие в методическом центре комплекса методических пособий методической  копилки по современным педагогическим технологиям и  технологиям изготовления игрушек.

Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности)

Оценка эффективности реализации проекта будет осуществляется по следующим показателям:

Дети:

- Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылокдля творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.

- Педагогическая поддержка успешности ребенка  в творческом самовыражении.

- Наличие продуктов детской деятельности.

Педагог:

- Учебно - методический комплект по ознакомлению детей с народной игрушкой;

- Повышение уровня технологической культуры (овладение современными педагогическими технологиями);

- Рост профессиональной компетентности.

Оценка рисков

Возможные риски:

 1. Низкий  уровень участия родителей в реализации проекта;

2.   Недостаточный уровень мотивации  детей на активную самостоятельную  деятельность;

3.  Недостаток профессионального опыта  у педагога в реализации  технологий личностно - деятельностного  взаимодействия.

Минимизация рисков:

1. Разработать систему оценки рейтинга участия и стимулирования родителей в образовательном процессе ДОУ.

2. Определить тему творческих продуктов личностно значимых  для детей.

3. Повышать уровень собственной технологической компетентности через самообразование и включение  в систему  работы Лаборатории современных педагогических технологий с целью изучения передового опыта педагогов  ДОУ и города.

Дальнейшее развитие проекта

-  Расширение географии проекта через вовлечение  в проектную деятельность детей параллельной возрастной группы.

- Разработка технологических карт и мультимедийных презентаций по созданию народных игрушек.

- Разработка информационных буклетов для родителей. 

Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации)

Дети:

•Мини - музей «Народная игрушка».

•        Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними.

•        Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.

•        Устойчивое желание играть с народной игрушкой.

•Проявление творчества при изготовлении поделок.     

•       Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок).

• Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Педагоги:

Пополнение профессионального портфолио методическими продуктами по реализации современных личностно - деятельностных  технологий.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент