Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

4–5 лет: проверяем умение ставить цели, самоконтроль

Вот он.

Вот эксперимент, которого вы ждали.

Эксперимент, который доподлинно покажет, что ждет вашего ребенка: величие и успех или жалкое прозябание на вашем диване большую часть его взрослой жизни.

Но не напрягайтесь слишком сильно.

Проведите классический «маршмеллоу-тест», чтобы выяснить, обладает ли ваш малыш тем, что ученые считают необходимым условием успеха. Или, если эта задача кажется вам слишком пугающей, чтобы съесть целую кучу лакомств (мы вас не осудим).

Что вам нужно

1. Стол и стул.

2. Скучная комната, в которой ничто не привлекает внимание. В идеале в ней должны быть только стол и стул (в качестве образца представьте офисную столовую или комнату для переговоров).

3. Два одинаковых кусочка маршмеллоу или других сладостей, которые любит ваш ребенок.

4. Скрытая видеокамера или видеоняня, чтобы наблюдать за поведением ребенка во время эксперимента из другой комнаты.

Как это работает

Посадите ребенка за стол и положите один из кусочков маршмеллоу прямо перед ним.

Скажите ему, что вам нужно выйти из комнаты, но лакомство вы оставите на столе. Объясните, что если он не съест его в ваше отсутствие, то, когда вернетесь, вы дадите ему два кусочка маршмеллоу!

Выйдите из комнаты примерно на пятнадцать минут. В это время записывайте поведение ребенка на видеокамеру, наблюдайте за ним при помощи видеоняни или через окно.

Закончите эксперимент одним из следующих действий.

• Если ребенок съел лакомство в ваше отсутствие, не давайте ему второй кусочек.

• Если ребенок сдался, выйдя из комнаты или своими криками вынудив вас вернуться раньше времени, можете дать ему съесть первый кусочек маршмеллоу, но не второй.

• Если ребенок не съел сладость и продержался пятнадцать минут, вернитесь и наградите его двумя кусочками.

Если бы в области психологии развития существовал хит-парад тестов, этот простой эксперимент занимал бы в нем первую строку. С тех пор как исследователи Стэнфордского университета впервые провели его в конце 1960-х, на него не только много раз сослались ученые: он получил широкую известность в массовой культуре, упоминался в фильмах, музыке и даже телерекламе.

Мы подозреваем, что по большей части популярность этого эксперимента вызвана тем, как восхитительно наблюдать за детьми, пытающимися удержаться от того, чтобы съесть этот аппетитный, бесконечно соблазнительный кусочек лакомства, который лежит в нескольких сантиметрах от их лица. Возможно, его известность отчасти связана и с тем, что, как показывают исследования, результаты «маршмеллоу-теста» способны предсказать успех детей в будущем – во взрослой жизни.

Ну так что сделал ваш ребенок?

Схватил лакомство, не дав вам даже до двери дойти, или действительно ждал все это мучительно долгое время, пока вас не было? Если ждал, то вы могли наблюдать за тем, как он пытался отвлекать себя от мыслей о сладости самыми разными способами. Мог закрыть глаза, чтобы не видеть ее. Мог петь, качать ногами, разговаривать сам с собой, лишь бы не думать о лакомстве. Мог даже лизнуть его кончиком языка, чтобы хоть чуть-чуть удовлетворить свою страсть в ожидании момента, когда сможет проглотить эту сладкую субстанцию целиком. За этим поведением не просто очень интересно наблюдать: оно дает представление о способах отвлечься, которые помогли вашему ребенку успешно пройти испытание.

Эксперимент требует помнить о цели и приложить огромную силу воли, чтобы ее достичь. Эти же навыки необходимы для достижения любых, даже самых крупных жизненных целей. Например, чтобы прилежно заниматься в школе и получить возможность поступить в хороший университет. Или упорно практиковаться в игре на каком-то музыкальном инструменте, чтобы виртуозно им овладеть. Или избегать соблазнов в питании и в итоге сбросить лишний вес.

Так что, если ваш ребенок дождался, это говорит о хороших перспективах для него. То, что у него хватило силы воли достичь цели в этой ситуации, значит, что у него есть нужные качества для достижения целей в реальной жизни. Исследователи, которые провели этот эксперимент с участием маленьких детей, затем проследили их жизненный путь на протяжении нескольких десятилетий. Результаты показали: дети, успешно справившиеся с задачей, и позже показывали лучшие результаты, например получали более высокие баллы на итоговом тестировании в школе и реже страдали от лишнего веса.

Это означает, что описанный эксперимент, пожалуй, будет единственным случаем, когда можно удвоить порцию лакомства, чтобы остаться в хорошей форме!

Как помочь ребенку

Ваш ребенок сдался и съел лакомство, вы ужасно расстроились и теперь уверены, что из него никогда ничего дельного не выйдет? Во-первых, постарайтесь успокоиться. Серьезно, это не конец света. Оказывается, есть множество способов помочь своему нетерпеливому сластене развить навыки постановки целей и откладывания удовольствия. Вот несколько хороших советов.

• Устанавливайте ограничения и строго их соблюдайте. Соблюдение правил в повседневной жизни приучает ребенка к самоконтролю. Вполне объяснимо, что дети из семей, в которых есть ясные и строгие правила, показывают в ходе подобных тестов лучшие результаты. Поэтому не давайте слабину, когда возникает конфликт из-за того, что пора идти спать, нужно есть овощи или нельзя обижать братьев и сестер. Но и слишком контролировать поведение своего ребенка не стоит: это подрывает его способность стать уверенным в себе и независимым членом общества. Старайтесь балансировать строгие правила с любовью и поддержкой. Ваш малыш должен знать, чего вы ожидаете от него, и чувствовать поддержку в тех случаях, когда его поведение соответствует семейным целям.

• Будьте предусмотрительны. Вы можете помочь ребенку, попытавшись предположить, какие барьеры могут встать на его пути к успеху. Исследователи разработали еще один тест на способность откладывать удовольствие, в котором малыши должны сопротивляться соблазну потрогать привлекательно выглядящий подарок. Гораздо успешнее его проходили дети, чьи родители понимали, как трудно им будет справиться с заданием, и использовали различные методы отвлечения их внимания от подарка. То же можно делать и в реальной жизни. Например, устранить возможные проблемы с выполнением домашнего задания, обустроив ребенку тихое рабочее место и выделив определенное время в течение дня.

• Покажите положительный пример. На детей сильно влияет поведение других. В экспериментах, подобных этому, дети, которые видели, как другие люди контролируют себя и дожидаются вознаграждения, сами чаще успешно проходили испытание, а те, на глазах которых другие сдавались перед соблазном получить удовольствие немедленно, с большей вероятностью проваливали тест. Поэтому показывайте ребенку пример умения отложить удовольствие. Например, вместо того чтобы опустошить кредитную карту, купив новую модель телевизора с большой диагональю в первый же день ее выхода на рынок, можно откладывать понемногу каждый месяц и в итоге купить ее за наличные. Главное – не забудьте объяснить суть этой стратегии постановки целей ребенку!

• Напоминайте и помогайте сосредоточиться. Если почувствуете, что ребенок начинает сдаваться и отказываться от намеченных целей, помогите ему не сворачивать с пути, напомнив, ради чего ему нужно стараться: «Помнишь, что если ты напишешь все слова без ошибок, то получишь хорошую оценку за контрольную работу?» или «Я знаю, мое солнышко, что тебе не хочется прибирать комнату, но, если ты бросишь это делать, мы не найдем кошку». Нескольких ваших слов ободрения вполне достаточно, чтобы поддержать мотивацию ребенка.

Как помочь себе

Еще одна причина не принимать близко к сердцу результаты этого эксперимента – на них могли повлиять вы сами. Речь не только об ошибках, допущенных при подготовке и проведении испытания; нервозности, в результате которой вы пропустили какой-нибудь важный этап; вмешательстве младшего ребенка, который вбежал в комнату в самый неподходящий момент и всё испортил. (Короче, уверены ли вы, что всё сделали правильно?)

Речь скорее о том, как влияет на результаты эксперимента весь предыдущий опыт вашего общения с ребенком. Если вы ранее выполняли данные ему обещания, он скорее дождется награды. А если он знает, что вы обычно говорите больше, чем делаете, он может решить, что ждать не стоит. Пусть доступное вознаграждение меньше возможного, ему не следует откладывать удовольствие.

Избежать этого эффекта можно, если попросить провести эксперимент кого-то, с кем ваш ребенок знаком меньше: коллегу, друга или дальнего родственника. Но если вы возьмете это на себя, возможно, результаты испытания больше скажут о вас, чем о ребенке.

Чтобы ваши отношения с малышом были хорошими, он должен вам доверять. Если обещаете ему поход в парк – смиритесь с тем, что в ближайшем будущем вас ждут качели и горки. Если говорите, что на сладкое он получит мороженое, приготовьтесь положить ему щедрую порцию. Вам может казаться, что ребенок еще слишком мал и что должен уметь справляться с разочарованием, если произошло что-то непредвиденное или вы решили передумать. Но он-то воспринимает ваши слова очень серьезно, поэтому такие маленькие разочарования могут в итоге привести к большому крушению иллюзий, если вы не проявите осторожность.

Возможно, ваш ребенок еще мал, но он полностью сформировавшийся человек со своими надеждами, мечтами и эмоциями. Проявите к нему уважение, которого он заслуживает, – и он покажет вам всё, на что способен.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент